ПОЧЕМУ НЕ СЛЕДУЕТ ПОДНИМАТЬ ВОПРОС О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ
ГОМЕОПАТИИ, ХОЛИСТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ В ЦЕЛОМ, И РЕЛИГИИ
А.П. Иванив
Украина, г. Одесса
Научно-медицинское гомеопатическое Общество Одесской области
Why we shouldn’t raise a question of relationship of homeopathy, holistic medicine on the whole and religion. A.P. Ivaniv (Odessa, Ukraine)
For the last 5-year period there have been settled arguments whether homeopathy Chris-tian or occult. Theses of occultism of holistic methods of treatment (including homeopathy) are quite often declared by representatives not of Orthodox Christian church but different newfan-gled confessions and trends, spread over the countries of CIS and Baltic republics. It is interest-ing that a number of specialists in homeopathy consider it necessary to enter into polemics which has no grounds. Why should homeopathy be Christian (Judaic, Moslem or, for example, Centois-tic) and vice versa why should any religion define rules and postulates of any medical science? Any person anxious about true medicine and purity of religion should be advised to deal with his own professional problems and having looked around to answer the question: why the growing part of the population began to appeal not to different heresies from religion but to oriental faiths, trance techniques, stimulators and hallucinogens. And true representatives of medicine should be engaged in their professional duty – to treat and cure the patients but not start skirmish on parareligious themes.
Написать данную статью пришлось в силу непонятных споров в гомеопатической среде и среди пациентов, о том, православна или оккультна гомеопатическая терапия, и холистическая медицина в целом. Кроме того, что нарастает непрекращающийся поток публикаций на эту тему в СМИ, возникли даже тематические разделы сайтов в сети Интернет. Там выступают как врачи и представители религиозных конфессий, так и заинтересованные лица. И, если для России такие тематические разборы вполне обоснованы (там преобладают парагомеопатические, а не гомеопатические тенденции), то внезапное, без повода, возникновение такой дискуссии на Четвёртом Международном Конгрессе гомеопатов Украины (сентябрь 2001 года), стало и вовсе непонятным. Почти два столетия на Украине священнослужители и учителя всегда были самыми верными последователями гомеопатии, и, более того, во многих отдалённых посёлках и сёлах, находившиеся у священников «аптечки для сотворения чудес» (так называли наборы гомеопатических лекарств) были единственной помощью жителям до длительно ожидаемого приезда лекаря (земского врача). В периоды эпидемий гомеопатические препараты, и специально издаваемые брошюры (Одесского и Харьковского гомеопатических Обществ – И.М. Луценко, Е.Я. Дюков), розданные священнослужителям и учителям, спасли множество жизней. Более того, на рубеже XIX-XX веков, многие священники, часть из которых ныне канонизирована, были действительными членами (или входили в Попечительские Советы) Обществ последователей гомеопатии. Так кому же нужны пустопорожние споры?!
Кто-то сказал, что не может быть большей пропасти между двумя людьми, чем пропасть веры. Действительно, много крови пролилось на протяжении человеческой истории из-за того, что люди или нации ощущали угрозу их системе веры, религиозной, политической или ещё какой-либо.
Есть люди, которые не воспринимают гомеопатию, ведь их сознание закрыто к восприятию правды, если она не их.
Холистическая, альтернативная и комплементарная отрасли медицины - область, о которой часто высказывают противоречивые мнения в прессе и вне её, и эти мнения часто полярны по силе и степени убеждённости, которая, действительно, чем-то сродни религиозной вере. Ведь холистическая медицина – направление, помогающее излечить индивидуума (его душу, тело, помыслы), тогда как конвенциональная (признанная традиционной) медицина становится всё более узконаправленной, и учитывает лишь диагноз и те или иные патологические сдвиги в диагностических тестах.
В последние годы, кроме того, опубликован ряд книг, которые претендуют на христианскую критику гомеопатии, и, в некоторых случаях, наряду с другими естественными методами лечения. Хотя авторы, несомненно, искренни в своей вере, что гомеопатия (и другие естественные виды терапии) – оккультные, и поэтому опасны для веры, можно проследить и другую, параллельную линию, которая подразумевает, что аллопатия является единственно правильной и безопасной терапией для христиан. Энергия воспринимается авторами не как часть науки для биофизического исследования, а как что-то тёмное и зловещее, которое может заразить или повредить верующим при контакте. Небольшое число верующих (чаще неканонических конфессий) решили выразить свое собственное предубеждение - медицинское или научное, предполагая, что гомеопатия в частности, или холистическая медицина вообще, являются частью оккультной или сатанинской силы, против которой надо вести крестовый поход. Такое предположение вызывает тревогу у большинства верующих христиан.
Их аргумент основывался на глубоком непонимании определённых естественных явлений, и незнании современных научных исследований. Это привело к серьёзному искажению природы гомеопатических лекарств, и созданию у многих истинно верующих мысленной ассоциации, которая, к сожалению, лишила их многих её благ.
Нам дано только одно тело, чтобы прожить жизнь. В то время, как большинство христиан считает, что дух важнее, чем тело, мы в это же время верим, что тело - это храм, и что к нему следует относиться с величайшим почтением и уважением.
В прошлом преданные христиане верили, что они могут улучшить духовное качество их жизни дисциплиной тела (к примеру, самобичевание, пуританизм). В наши дни это приобретает всё более извращённый характер.
Однако, мы наблюдаем среди многих людей растущую заботу об их теле. Диеты, голодания, аэробика, бег или спорт стали популярны и не столько как дисциплина духа, сколько как средство поддержания физического здоровья, а вместе с этим и психического здоровья. Психические и эмоциональные стрессы, которым многие подвергаются на работе, в семейных взаимоотношениях, сказываются на обмене многих биологически активных веществ, особенно, на адреналине, который «не может найти выхода». Если его не «погасить» какими-либо упражнениями, он накапливается и, в конечном итоге, вредит здоровью, с негативными последствиями для тканей или иммунной системы. Наряду с активными методами, есть другие, менее энергичные, способы противостоять современной жизни, со всеми её стрессами. Могут принести пользу глубокая релаксация, рациональна психотерапия, массаж или ароматерапия. Таким образом, есть много способов, с помощью которых люди (как верующие, так и атеисты) могут сознательно позаботиться о своём теле.
По-видимому, радетели за истинно православную медицину – это лица, получающие определённые материальные вливания от компаний-производителей патентованных препаратов и иных средств, не имеющих отношения к холизму. Именно таким объединениям «мешает» гомеопатия, число приверженцев которой в мире превысило 56%, а, если учитывать комплексные (гомотоксические, антропософские, биотерапевтические, и «посиндромные» смеси динамизированых лекарств) средства, то число таких лиц превысит 70% населения земного шара.
Веками традиционное медицинское лечение состояло, главным образом, из травяных лекарств. Однако постепенно начала превалировать аллопатическая или «ортодоксальная» медицина. Причём, этому направлению, как отмечал И.С. Чекман, практически столько же лет, сколько и гомеопатической фармации. Стало модным химиотерапевтическое лечение, в том числе с использованием очень токсичных веществ, а также ряда инвазивных (жестоких) методов, против которых «православные» почему-то не выступают. Затем развились химическая и фармацевтическая промышленности, и стало возможным синтезировать лекарственные средства. Всё же, несмотря на многочисленные тесты и испытания, тысячи людей погибают от лекарственных осложнений. И здесь также почему-то отсутствуют борцы за веру и противники нанесения вреда человеческим телу и духу.
Однако, эффективные альтернативные методы существуют, и не обладают такой степенью риска. Это – холистическая медицина, и, одна из её составляющих, - гомеопатия, как система лечения, которая мягко помогает индивидууму (а не только телу или органу) в самоизлечении.
Наука показала, что все функции тела на различных уровнях (физическом, эмоциональном и психическом), управляемы электромагнитными полями. Все люди обладают комплексной энергией электромагнитного поля, которая контролирует биохимические процессы нашего тела, и отдаёт соответствующие «команды», которые для каждого органа являются разнонаправленными, но, в совокупности своей, всегда имеют одну цель – поддержание жизненного тонуса и здоровья. Дисбаланс иммунной реактивности нарушает резонансные характеристики в структурно-полевых контурах индивидуума, и возникают болезненные симптомы. Гомеопатия способна (при верном подходе, без всяких инсинуаций и приставок) откорректировать взаимосвязи этих полей, и, таким образом, восстановить здоровье и качество жизни. Гомеопатические лекарства не вызывают привыкания, и не имеют побочных явлений (опять-таки, при верном назначении, и без примесей типа «электронной гомеопатии», громоздких комплексов динамизированных лекарств, Фолль-диагностики и лечения, и прочих).
Задолго до того, как учёные смогли исследовать явление циркуляции энергий в человеке объективно, те, кто занимался проблемами здоровья, интуитивно осознавали это (чи – у древних китайцев, прана – у индусов, и прочие наименования). В гомеопатии Ганеманн, её основатель, называл такое явление жизненной силой. Следовательно, восстанавливая порядок жизненной силы, мы восстанавливаем здоровье больного.
Идея холистической (вибрационной, энергетической) медицины чужда тем, кто практикует западную медицину, с её нагромождёнными исследовательскими тестами и явлениями полипрагмазии в лечении. Именно поэтому некоторые верующие люди склонны к подозрениям относительно холизма, ассоциируя его с восточными религиями. Но нет ничего религиозного в электромагнитной энергии. Это часть нашей жизни, исповедуем ли мы восточную или западную религию, или вообще неверующие, и она не представляет угрозу религиозной целостности той или иной конфессии. Жизненная сила как форма электромагнитной энергии является естественным явлением, а не чьим-либо изобретением. Христиане (иудеи, мусульмане и другие верующие люди) могут безопасно считать её частью божьего создания. Другое дело – новоявленные и неканонические конфессии, которым, для придания себе состоятельности, необходим образ врага. Почему бы таковым для них не стать на время гомеопатии, если, к тому же, за выпады против неё ещё кто-то выделит определённые субсидии?!
В гомеопатии лечит не физическое вещество, а энергетическая модель прописанного лекарства. По этой причине гомеопатические средства не глотают (чтобы быть переваренными в желудке), а медленно растворяют в чистой ротовой полости, или, реже, вдыхают из флакона (существуют и менее частые способы приёма). Воздействие препаратов осуществляется, главным образом, на энергетические поля организма.
В некоторых странах отношения между аллопатией и гомеопатией стали сердечнее. Однако старые предрассудки умирают с трудом. Всё ещё сохраняется в кругу аллопатов предубеждение, что гомеопатия «не научна», и что их долг оградить от неё больных людей.
Люди, верующие или атеисты, которые читают критические статьи об альтернативных методах лечения, написанные врачами, должны знать о возможности определённой предвзятости со стороны их авторов. Такая предвзятость вызывает опасение, потому что в некоторых случаях она облечена в религиозную терминологию, и авторы авторитетно говорят о терапии, отличной от их собственной, в не информированной, предвзятой, и иногда надменной манере.
Слепое предположение, что гомеопатия неэффективна, - типичный взгляд аллопатии, и выдаёт, к сожалению, отсутствие знаний о терапии, подвергаемой критике. Ведь «критики» безапелляционно считают, что серьёзное лечение болезни осуществляют лишь лекарства, первичное действие и вторичные эффекты которых известны, а иногда - хирургические методы. Современная медицина, которую преподают в университетах, очень мало говорит о гомеопатии. Основные научные периодические издания не упоминают ее. Исходя из этой не информированной позиции, чаще всего следует вывод, что действие гомеопатических средств не известно, а гомеопатическое лечение не серьёзно.
В действительности, действие и эффект лекарств, используемых в гомеопатии, очень точно известны из прувингов (испытаний), и очень детально описаны в Materia Medica и реперториях, которые являются основными справочными источниками для гомеопатов, наряду с основополагающими исследованиями С. Ганеманна. Более того, испытания гомеопатических лекарств всегда проходят на здоровых волонтёрах (а не на созданных по нозологическому принципу группах больных), и без оплаты заинтересованными в скорейших продажах препарата компаниями – производителями.
Итак, нашу медицину относят к оккультным. Истинное значение этого слова – спрятанный, его обычно используют при описании методов и действий, в основе которых лежат колдовство и действия демонических духов. Эти действия обычно включают знания, к которым нет свободного доступа для исследования человеком, или, они есть результат чего-то сверхъестественного, но не Бога. Пытаясь разобраться, под какой же из таких критериев подпадает медицинская дисциплина гомеопатия, любой здравомыслящий человек, естественно, потерпит неудачу. Основная теория метода - «закон подобия», лежащий в основе этой науки, - это древний естественный (природный) закон, который пришёл, по крайней мере, со времён Гиппократа. Факт, что вещества, которые вызывают симптомы у здоровых, могут излечить такие же симптомы у больных, демонстративный и наблюдаемый факт, который не требует никаких оккультных знаний.
Однако, можно кое-что сказать и о «спрятанности», или определённой кулуарности гомеопатического метода. Этому способствовали, во-первых, многолетние гонения на гомеопатию в государствах с разными укладами (и различными верованиями); во-вторых, нежелание (или неготовность) врачей услышать и познать истинную гомеопатию (статистика такова – из 30 человек – слушателей курсов по гомеопатии, лишь 1-2 становятся истинными врачами-гомеопатами); в-третьих, наличие в мире множества лиц, именующих себя гомеопатами, но не являющихся таковыми, и дискредитирующих не только себя, но и метод; и, в-четвёртых, закрытость самой гомеопатической среды, где большинство специалистов упорно не желают передавать свои знания и опыт последователям.
Теперь к вопросу об изготовлении динамизированных лекарств, которые. Как считают многие из критиков, «заряжены демонической оккультной силой». Чтобы быть честными, скажем, что эту точку зрения не разделяют даже многие из критиков, и можно отнести её к непониманию процесса, и незнанию свойств электромагнитной энергии. И, естественно, в Библии нет свидетельств, что физические предметы или вещества заряжаются демонической силой. Некоторые физики приняли процесс потенцирования, как простой перенос кинетической энергии в результате встряхивания или тритурации, и нет особой причины предполагать, что эта энергия каким-либо образом оккультная, демоническая, зловещая или вредная.
Потенцирование можно рассматривать как выпуск или усиление существующей скрытой энергии. К примеру, ряд очень сильных лечебных средств в гомеопатии абсолютно инертны в сыром виде, и могут быть использованы в лечебных целях только тогда, когда они динамизированы. К числу таких средств относят Lycopodium clavatum и Carbo vegetabilis, которые вернули к жизни многих людей, стоящих на пороге смерти.
Разумеется, многие из таких реакций (но только при правильно, по подобию, прописанном лекарстве), могут быть названы, а иногда и шутливо описываются как чудодейственные или волшебные. Однако, это упрощение серьезной работы по исцелению индивидуума, доверившего себя врачу. Роль мага - развлекать и впечатлять (для некоторых – обманывать). Жизнь и деятельность гомеопата - стимуляция естественных самоизлечивающих тенденций организма, подбор по совокупности симптомов больного именно того высокоподобного вещества, которое вызывает подобную симптоматическую картину у здорового, и назначение безопасной дозы этого вещества.
Некоторые противники холизма и гомеопатии ставят гомеопатию в один ряд с эзотерикой, или религиозными воздействиями восточной или мистической направленности; это, как они полагают, заставляет верующего забыть об Иисусе Христе. Это абсурдно, так же, как считать, что после операции на крайней плоти христианин станет иудеем, или буддист, которому сделали эндоскопию или дали западное патентованное болеутоляющее во время лечения в больнице, перейдет в христианство. Мне много раз приходилось бывать за рубежом, в том числе, и на Востоке, и, смею заверить, жители и врачи ряда стран вообще ничего не знают о гомеопатии, так как в этих странах существуют свои традиции холистической медицины (тибетская, китайская, тайская и многие другие).
Тем не менее, предстоятелям ортодоксальных религий, по-видимому, следует задать себе вопрос, почему столько людей из разных стран развернулось в последнее время к еретическим и порождённым самозванцами конфессиям, восточной культуре и духовной практике. Что они ищут, и почему они не могли найти это в традициях собственной веры?! Нужно сделать именно это, а не «бороться с ветряными мельницами», которые всё равно будут действовать, и приносить пользу человеческому сообществу (это – истинная цель холистической медицины).
Сотрудники миссионерских служб медицинской помощи, относящихся к различным религиозным конфессиям, твердо верят, что гомеопатия духовно нейтральна. Ведь гомеопатия, как и другие направления холистической терапии, признаёт духовное величие человека. Это не делает гомеопатию «духовной терапией» в религиозном смысле, и вовсе не имеет религиозной подоплёки. Врачи-гомеопаты могут быть любой религии или атеистами (это – их выбор), но твёрдо верят в исцеление человека, даже от самой тяжёлой или длительно протекающей болезни. Как писал Алан Крук: «аллопаты-христиане и гомеопаты-христиане могут одинаково молиться над их лекарствами; это ритуал, но он не делает ни одного, ни другого колдунами».
Ещё одним аргументом, который иногда используют для того, чтобы настроить население против гомеопатии, является факт, что некоторые врачи используют астрологию. Использование астрологии - это личное дело врача. Ряд докторов считают её полезным орудием в понимании человеческого поведения. Гомеопатам нужно изучить поведение больного в деталях для того, чтобы прийти к единственно верному лекарственному диагнозу. Кто-то использует для этого астрологию, кто-то – психологические тесты, некоторые – компьютерную диагностику (что также вызывает возражение радетелей веры). Но ни астрология, ни компьютерное обеспечение, не являются частью гомеопатии, подавляющее большинство гомеопатов (подчёркиваю – истинных врачей-гомеопатов) отлично практикуют без дополнительных вспомогательных методов.
Некоторые «борцы за веру» пошли далее, обвиняя основателя гомеопатии, С. Ганеманна, во франкмасонстве. Следовательно, как они полагают, у истинно верующих нет ничего общего с медицинской системой, которую он открыл. Люди, которые верят, что, дискредитируя изобретателя проверенной веками определённой медицинской системы, они могут дискредитировать всю систему, играют в игры с логикой. В случае с Ганеманном мы имеем дело не с «изобретателем». Терапевтические принципы науки о лечении подобным существовали веками, и заслуга Ганеманна - в организации её в систематизированную и работающую терапию.
Подводя итоги, мы можем сказать, что гомеопатия, признавая духовное величие человека, не является «духовным» воздействием в религиозных понятиях, и не стремится к этому. В её практику не вовлечена вера, холизм не требует никаких ритуалов, соответствующих определениям оккультизма или колдовства.
Гомеопатическая медицина основана на законах науки и природы, и тщательном наблюдении за причиной и следствием. Лекарства, прописываемые истинными гомеопатами, изготавливаются с соблюдением санитарно-гигиенических, фармацевтических и биофизических протоколов и норм, которые освобождают вещество от токсического действия, и делают его средством передачи частотной модели электромагнитной энергии. Во время сбора гомеопатического анамнеза эту модель подбирает опытный врач, в соответствии с совокупностью нарушений в собственном энергетическом поле больного, что проявляется подобными лекарству симптомами. Это не имеет ничего общего с колдовством или оккультизмом, если понимать научный механизм гомеопатии.
ЛИТЕРАТУРА:1. Бейлин М. Полемика на статью Н.А. Радомской // Сайт «Мир гомеопатии»
2. Потёмкин К. Отклик на статью Н.А. Радомской // Сайт «Мир гомеопатии»
3. Радомская Н.А. Принимать или не принимать гомеопатию православному человеку? // Сайт «Мир гомеопатии».
4. Crook A. A Christian’s guide to homeopathy. – London: Winter Press, 1996.
Почему не следует поднимать вопрос о взаимоотношениях гомеопатии, холистической медицины в целом, и религии. А.П. Иванив (Одесса, Украина)
В последнее пятилетие рождается всё больше споров о том, православна или оккультна гомеопатия. Чаще всего тезисы об оккультизме холистических методик лечения (в том числе и гомеопатии) выдвигают не представители ортодоксальной православной церкви, а различных новомодных конфессий и течений, заполонивших просторы стран СНГ и Балтии. Самое интересное, что ряд специалистов от гомеопатии счёл нужным ввязаться в полемику, для которой не существует основания. Почему гомеопатия должна быть православной (иудейской, мусульманской, или, к примеру, сентоистской), и, наоборот, почему какой-либо религии следует определять правила и постулаты любой медицинской науки? Любым «радетелям» за истинную медицину и чистоту религии следует посоветовать заняться собственными конфессиональными проблемами, и, оглянувшись вокруг, ответить на вопрос: отчего систематически растущая часть популяции всё чаще стала обращаться не просто к различным ересям от религии, а к восточным верованиям, трансовым техникам, стимуляторам и галлюциногенам? А истинным представителям медицины следует заниматься своим делом – врачевать страждущих, а не затевать перепалку на околорелигиозные темы.
Чому не слід порушувати питання про взаємовідносини гомеопатії, холістичної медицини як цілого, і релігії. О.П. Іванів (Одеса, Україна)
Останні п’ять років народжено велику кількість дискусій про те, чи є православною (окультною) гомеопатія. Частіш за всіх тези про окультизм холістичних методик лікування (і гомеопатії також) висувають не представники ортодоксальної православної церкви, але діячі різноманітних новітніх конфесій і течій, що заполонили простір країн СНД і Балтії. Найцікавішим є те, що частина фахівців від гомеопатії визнала за необхідне утрутися до полеміки, для якої немає підстав. Чому гомеопатія повинна бути православною (іудейською, мусульманською, або, наприклад, сентоїстською), і, навпаки, чому релігія повинна втручатись до правил і постулатів будь-якої медичної науки? Всім «поборникам» дійсної медицини і чистоти віри слід порадити розібрати власні конфесійні проблеми, та, озирнувшись, відповісти на питання: чому систематично зростаюча частина населення все частіше звертається не тільки до різноманітних єресів від релігії, але й до східних релігій, трансових технік, стимуляторів и галюциногенів? Тоді справжнім представникам медицини слід займатись своєю справою – лікувати страждаючих осіб, і не затівати сварки на парарелігіозні теми.
Автор: кандидат медицинских наук Александр Петрович Иванив; а/я 70, г. Одесса, 65080, Украина; E-mail: ivaniv_dr@online.ua