Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ ЛЕОНА ВАННЬЕ И СОВРЕМЕННОСТЬН. Д. Барановская Украина, г. Одесса. The scientific thought of Leon Vannier and present day. N.D.Baranovskaya (Odessa, Ukraine) The article gives information about the greatest scientist – L. Vannier. L. Vannier made a valuable contribution to the development of the homeopathic method not only in the France, but also in many other countries. He was a famous teacher of сlassic homeopathy, but teaching of homeopathy of biological type and using constitutionally oriented methods of treatment. Несмотря на то, что гомеопатия на Украине до сих пор не имеет чётко определённого государственного статуса, не выделена как специальность, число её поклонников неуклонно возрастает. Студенты, молодые врачи, с ясным, восприимчивым умом, стремящиеся к знаниям, а также опытные специалисты, испытывающие необходимость в расширении своих терапевтических возможностей – все они проявляют интерес к Гомеопатической науке, желают приобрести или пополнить знания в этой области медицины. И, если десятилетие назад, в нашей стране, начинающие гомеопаты испытывали явный недостаток информации, то в настоящий момент возникли проблемы иного рода: огромный информационный поток – повторные прувинги, испытания новых лекарств, современные концепции и т. д. Прежде, по крупицам, из разных источников, мы собирали сведения о том или ином интересующем нас препарате, выискивали новые симптомы. Сейчас накопление сведений не столь актуально. Пришло время систематизации, классификации наших знаний. Возрос интерес к теоретической гомеопатии, определениям основных понятий и терминов. Гомеопатия, рассматривающая личность как единое целое, не может обойтись без формулировок Конституции, Темперамента, Типа. С этой точки зрения интересно вспомнить труды классиков гомеопатии. Профессор Леон Ваннье, создавший современную Французcкую Гомеопатию в первой половине ХХ века, уделял большое внимание описанию Человеческих Конституций и Темпераментов. Мы уже знакомы с его книгой «Конституции. Типология и её лечебное применение», где он подробно описывает три Калькарейные Конституции – Карбоническую, Фосфорную и Флюорическую. Данное издание показало, что, несомненно, научная мысль Ваннье стремится к обобщениям, упорядочению фактов. Любое прочное знание должно охватываться системой. Он классифицировал типы людей и соответствующие гомеопатические средства, находил общности, устанавливал логические связи. В любом анализе он видел только подготовку к синтезу. Конституция с его точки зрения – это то, что получено при рождении, её определяют путём исследования скелета, изучения формы тела, особенно тем, каким образом части тела соединены между собой. Эти конституциональные свойства остаются неизменными в течение жизни пациента, с ними человек рождается и умирает, они связаны с наследственностью. Определение Конституции даёт возможность «одним взглядом» оценить «общие склонности» личности, а так же предвидеть возможное появление болезненных состояний, к которым предрасположен данный субъект. Основная идея, выдвинутая Ваннье, заключается в том, что морфология, физиология и физиопатология связаны между собой, и образуют морфологический тип индивидуума, предрасположенный к определённой патологии. Каково же отношение современной французской гомеопатии к представленным доктором Ваннье трём конституциям?. Во-первых, любое понятие вне концептуальной триады гомеопатии - подобие, дозировка и оригинальная концепция болезней, является дополнительным к фундаментальным правилам гомеопатии. Понятия конституций «нерентабельны» в качестве абсолютных, к ним нельзя применять правило подобия. Базовая концепция нашей медицины – это, бесспорно, подобие, точное соответствие между симптомами показанного средства и признаками (симптомами), обнаруженными у больного человека. Ни в коем случае нельзя назначать Калькарею карбонику или Фосфорику только на основании определения Карбонической или Флюорической Конституции. Для того, чтобы преодолеть путаницу в терминологии, избежать смешения понятий Конституции (явления психоморфологического) и Гомеопатического средства (являющегося понятием экспериментально-терапевтическим), французские гомеопаты рекомендуют заменить термины конституций (Карбонической, Фосфорной и Флюорической) на соответствующие им следующие: нормального роста, низкорослый, долговязый, ассиметричный и другие. То есть, тип Конституции и гомеопатическое средство нельзя прямолинейно объединять «под одной крышей». Но, тем не менее, именно Ваннье первым чётко охарактеризовал понятие Конституции как стабильной морфологической конструкции, зависящей от наследственных факторов, и обусловленной определённой интоксикацией. Эти положения сохранены в современной Французской теоретической гомеопатической медицине. По Ваннье, «человеческое существо определяется знанием его Конституции и Темперамента». В своей книге «Типология в гомеопатии» Ваннье разработал концепцию Темперамента. «Темперамент – это динамическая эволюция супернавязанной статической конституции субъекта. Конституция постоянна, темперамент вариабелен, но внутри границ, чётко определённых для каждого субъекта». Под влиянием работ доктора Фавра и его дочери, Ваннье взял как модель для определения человеческих темпераментов греко-римские Божества, чьи имена связаны с семью небесными телами – Аполлон, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн и Земля. Подобные планетарные существа рассмотрены как прототипы человеческого психофизиопатологического поведения в следующих аспектах: морфология, интеллект, характер, возрастные изменения, склонность к определённой патологии, и, в конечном итоге, – гомеопатические лекарства, соответствующие одному прототипу. Ваннье показал, что нет людей с одним прототипом, чаще всего можно обнаружить два-три у одной личности. Без сомнения, любая общая система даёт то преимущество, что позволяет выделить группу средств, среди которой легче найти подобное средство. Кроме того, она позволяет выделить глубокую причину, без изменения которой трудно добиться окончательного выздоровления. Такие воззрения во многом перекликаются с работами отечественных специалистов - Н.К. Симеоновой и И.В. Долининой, а также с рядом работ Р. Мёрфи. Некоторые гомеопаты вовсе не нуждаются в биотипологии. Их главный аргумент – строгое следование патогенезу позволит избежать ошибок в нахождении подобного средства. Но каждый врач всегда индивидуум, самостоятельно избирающий терапевтический метод, который «подходит» для профессиональной деятельности (пусть в рамках одной концепции). «Существует множество различных терапевтических методов, и недопустимо обязывать человека следовать той или иной системе», - эта мысль, высказанная Леона Ваннье, в некоторой степени характеризует его взгляды на Медицину. Много раз он высказывал разочарование по отношению к ортодоксальной медицине, и к тому, как её преподают и применяют на практике. «В нашу эпоху больной исследован, анализирован, подвергнут тестам, научный вид которых соблазняет, но он не соблюдён». Медицина, забрасывающая искусство наблюдения, увязла в анализе, забыв о синтезе. Л. Ваннье не был сектантом, он считал, что всё, что по-настоящему может способствовать выздоровлению человека, не следует отвергать. Он старался углубить Знания о Человеке, знакомился со специалистами по остеопатии, рефлексотерапии, астрологии, не опасаясь нападок и обвинений. Во всех направлениях медицинской мысли он старался найти рациональное звено, дополняющее целостную картину. Гомеопатия, конечно, не подменяет всю медицину, но это её часть – по словам Л. Ваннье, возможно, самая важная. Это «человечная медицина», научное движение, пропитанное гуманизмом. Он всегда охотно заявлял публично и в публикациях, что две медицины – аллопатия и гомеопатия, - не являются оппонентами, они дополняют друг друга, и, в действительности, есть одна медицина, основанная на разных принципах – законах подобия и противоположности. Доктор Ваннье умудрялся «устанавливать между ними мост, а не рыть котлован». Подобные взгляды не оставались без внимания противников. Прочитав его книгу «Типология в гомеопатии», многие стали обвинять Л. Ваннье в смешении гомеопатии с оккультизмом. Но это не астрологический трактат. Здесь нет упоминаний о датах рождения и натальных картах, предсказаний судьбы, ни в коей мере не игнорируется Божественное предначертание. Прочитав эту работу, можно понять, что только искренне верующий человек способен к такому глубокому постижению человеческого существа. Д-р Ваннье был пронизан идеей гомеопатии, и с жаром воплощал её в жизнь. В любой час дня и ночи он говорил о гомеопатии охотно и неиссякаемо, как только появлялся повод. Он был не только великим учёным и практиком, но и бесподобным организатором, распространяющим повсеместно идею гомеопатии. Он писал следующее: «Знакомить с гомеопатией и, главным образом, из этого делать Медицину, чистую, приспособленную к современным знаниям. Бороться не только против оппозиции, встречаемой в официальных кругах, но и против некоторой формы применения человеческих знаний, которые не были православными». Д-р Ваннье - один из наиболее действенных зачинателей гомеопатии не только во Франции, но и во всём мире. В 1912 году он создаёт Французский Гомеопатический журнал. Ваннье входит с гомеопатическими знаниями во все отрасли медицины – хирургию, офтальмологию, гинекологию, педиатрию. Он создаёт гомеопатические диспансеры, за счёт влиятельных пациентов добивается того, что в одном из них консультации бесплатны. В 1926 году доктор создаёт Гомеопатическую лабораторию, которая в наше время стала собственностью фирмы «Буарон» (Boiron). С 1927 года он - председатель Французского Гомеопатического общества, а в 1932 году создаёт Французский Гомеопатический центр, где проводит курсы, конференции, и создаёт крупную профессиональную библиотеку. Простое изложение трудов, статей, заняло бы целый каталог, не говоря уже о курсах, корреспонденции, лечебной деятельности. «В шестьдесят лет фактически он оставался физически таким же, как и в тридцать, – колышущиеся волосы, маленькие усы, бородка, придающая некоторый мушкетёрский вид; одет он в тёмно-синее, очень чисто, с иголочки. На его лице впечатляли глаза – фарфорово-голубые, которые смотрели на вас редко, так как видели абстракции, о которых говорил их владелец, темы, которые он вызывал», - так описывали его современники, ученики. Многих впечатляли серьёзность, убеждение, вера и власть, которые распространял Л. Ваннье, они видели в нём «Патрона», «Учителя», «Хозяина». Как у всех больших людей, у него «была аура» (по словам учеников). Казалось, что он вступал в контакт с чем-то невидимым, чему он твёрдо верил и передавал речью послания, к которым у него был привилегированный доступ. Что бы там ни было, но он мог лучше, чем кто-либо другой, анализировать, преподавать, заставлять разделять те сокровища, что сам обнаружил в этой науке – Гомеопатии, которой он посвятил всю свою жизнь. Все, кто его хорошо знал, восхищались не только его умом, но и прямотой, порядочностью, милосердием. За внешней резкостью он скрывал деликатную, снисходительную душу, и всегда был готов дать справедливый и точный совет, щедро предлагая помощь тому, кто в ней нуждался. Он создал благотворительную кассу помощи детям-сиротам врачей-гомеопатов. «Доброта согревает сердце», – говорил он. Доктор Азам из Тулузы, один из учеников профессора, рассказал о том, как он стал приверженцем гомеопатии, испытав на себе её исцеляющее действие, вызванное к жизни талантом Ваннье. В1925 году он обратился к Леону Ваннье по поводу болезни колена, которая вынуждало его брать трость для передвижения. Выписанный доктором рецепт был краток: Mercurius corrosivus, по 3 крупинки трижды в день. После неописуемого страдания, вызывавшего у пациента крики, дрожь и трепет, Ваннье отменил лекарство. Но, через время, Азам уже смог не только передвигаться без помощи трости, но и возобновил игру в регби, а также записался на Курс Гомеопатии. Другой современник описал свою встречу с «гроссмейстером» Гомеопатии так: «строгий человек с прямым взглядом задал мне несколько вопросов, к которым официальная медицина меня не приучила, задержался, главным образом, на моих глазах, осмотрев их с помощью впечатляющего аппарата. После этого он сделал краткое заключение, следовавшее за подписью в оригинальной форме. Я был поражён чёткостью, лаконичностью обследования и терапии. Он настаивал, главным образом, на прошлом больного, не только физическом, но и моральном; на обстановке, в которой он жил; особенностях местности, ситуации, в которой изменялись его расстройства и симптомы. Назначал два средства – одно, покрывавшее симптомы, а другое – дренажное». Ваннье преподавал Гомеопатию сначала по пятницам, точно в 18.00, затем в 21.00, сидя за длинным столом, покрытым зелёным сукном. Громоздкая мебель, библиотека из красного дерева, книги в красивых обложках. Когда Учитель приходил, все поднимались, а он произносил два коротких слова, усаживался и объявлял тему. Один из его учеников – офтальмолог, подчёркивал, что Л. Ваннье развивал у слушателей искусство наблюдения, целостного восприятия; тогда как медицина подразделяется на специальности, в каждой из которых смотрят на больной орган под микроскоп, игнорируя общность и основную тему органов и организма. Этому молодому специалисту, как и нескольким другим, было предложено рассмотреть под микроскопом какой-то объект. Никто из испытуемых не смог решить поставленную задачу. Тогда Учитель открыл тайну: «Да, господа, это была кнопка! Не забывайте в будущем, прежде чем делать микроскопическое рассмотрение, примените макроскопическое». В то же время, как мы помним, Ваннье очень активно использовал иридодиагностику. Со вниманием Ученика он слушал голоса Гиппократа, Аристотеля, Галена, Кроллиуса. Индивидуализация больного в его наследственном и развивающемся онтогенезе была основой клинической методологии Ваннье. Ваннье использовал около тридцати средств, но назначал их с законченным и точным искусством, так как любил входить во все детали. То же было и в других областях жизни и окружающих тем. Его гастрономические познания были просто удивительны. Он точно знал, какие ингредиенты и в каких пропорциях входили в соусы, сколько минут длилось приготовление; знал все виноградники и виноградарей, производивших то или иное вино. Он был другом животных, собак и кошек, говорил о них с тонкостью, волнением и нежностью. Глубокой любовью он любил музыку, и обожал поэзию. Те, кто подвергался влиянию чудесной власти Л. Ваннье, побуждающей их работать, признавали исключительную силу уверенности, распространяющуюся от него. Благодаря Ваннье Гомеопатия во Франции развита так, как ни в какой другой стране мира. Но он придал импульс не только Гомеопатии, но и медицине в целом. Мировая медицина в долгу перед неутомимым тружеником, отдававшим все свои силы, время и сердце изучению её закономерностей. Завершая свою работу «Типология в гомеопатии», Л. Ваннье написал, что «врачебную силу» невозможно полностью позаимствовать из книг, она определяется личностью врача, его моральными качествами. «Врачебная сила – это неистощимая сила, позволяющая врачу исполнять свой долг. Мы говорим о Высочайшей Власти, материальной или духовной, многочисленные аспекты которой возвышают и укрепляют Разум: благородство характера, независимость, чистота сердца, ясность мысли, чувствительность, доброта, честность, искренность, скромность, бескорыстие. Эта «сила» знаменует настоящее исцеление». 1. Ваннье Л. Типология в гомеопатии. – Кривой Рог: Римедиа-Гомео, 2002. 2. Ваннье Л. Конституции. Типология и её лечебные применения. – М.:Техарт,1997. 3. Долинина И.В. Психотпы в гомеопатии. – Н.Новгород, 2002. 4. Гомеопатия. Французская школа. – М.: Атлас, 1996. 5. Палагин П.А. Мифы астрологов и гомеопатов. – СПб, 1994. 6. Симеонова Н.К. Гомеопатия-Астрохимия. – К., 1993. 7. Симеонова Н.К. Философский камень гомеопатии. – К.: София, 1997. 8. Hommage du Dr. E. Caulier. Dans la Revue Belge d homeohathie, in memoriam, 1963, 3, lors du professeur Leon Vannier. 9. Vannier L. Typology in homœpathy. – Beaconsfield Publishers LTD, 1992. Научная мысль Леона Ваннье и современность. Н.Д. Барановская (Одесса, Украина) Статья содержит информацию о выдающемся учёном – профессоре Леоне Ваннье. Л. Ваннье внёс ценнейший вклад в развитие гомеопатического метода, причём не только для Франции, но и для многих других государств. Он был выдающимся учителем классической гомеопатии, при этом обучая гомеопатической типологии и используя конституционально ориентированные методы терапии. Автор: Наталья Дмитриевна Барановская, выпускница Киевской школы гомеопатии Поповых, участница многих семинаров и профессиональных форумов. Врач-консультант Одесской гомеопатической аптеки. Одесская гомеопатическая аптека: Одесса, ул. Тираспольская, 13; тел. + (0482) 266755. |
|||||||
Украинский гомеопатический ежегодник: Научная мысль Леона Ваннье и современность |
|
|
|