|
|
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ (СДВГ) И ЕГО ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ В.А. Рудовская Украина, г. Киев Центр гомеопатии им. Д.В. Попова
ADHD and his homeopathic correction. V.A. Rudovskaya (Kyiv, Ukraine) The actuality of this problem is determined by frequent occurrence of ADHD in child population and great social relevance. Children with ADHD have normal or high intellect however as a rule they are poor pupils. Beside problems with learning, ADHD displays motional hyperactivity, attention concentration deficit, distraction, impetu-osity of the behavior, and problems in relationship with surrounding. It should be mentioned that ADHD is observed both in children and adults. Recently its genetic determination has been proved. Medicines’ treatment is symptomatic and not always effective. Besides drugs recommended for treatment have severe adverse reactions. The homoeopa-thist view on this problem. Main indications for Selenium are figured out. Clinical review of 2 history cases.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности, или «Синдром Незнайки» (по имени главного героя повести Н. Носова) - дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внима-ния, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной ин-формации и стимулов [1,4]. Термин «синдром дефицита внимания» был выделен в начале 80-х гг. из более широкого понятия «минимальной мозговой дисфункции», история изучения которой связана с работами Е. Kahn c соавт. (1934), хотя отдельные исследования проводили и ранее. Наблюдая детей школьного возраста с такими нарушениями поведения, как двигательная расторможенность, отвле-каемость, импульсивность поведения, авторы высказали предположение, что причиной данных изме-нений является повреждение головного мозга неизвестной этиологии, и предложили термин «мини-мальное мозговое повреждение». В дальнейшем в это понятие были включены нарушения обучения, и введён термин «минимальной мозговой дисфункции» [2,11]. В 1980 г. Американской ассоциацией психиатров была разработана рабочая классификация - DSM-IV (The Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 4th Edition), согласно которой случаи, описанные ранее как минимальная мозговая дисфункция, предложено рассматривать как синдром дефицита внимания и синдром гиперактивно-сти. В классификации DSM-IV данные синдромы объединены под одним названием «синдром дефи-цита внимания/гиперактивности» - СДВГ [2,4]. Частота синдрома дефицита внимания / гиперактив-ности, по данным разных авторов, варьирует. Это одно из самых частых детских поведенческих рас-стройств, а у многих оно сохраняется и в зрелом возрасте [1,4,11].
СДВГ чаще встречают у мальчиков. Относительная распространённость среди мальчиков и девочек колеблется от 3:1 до 9:1, в зависимости от критериев диагноза, методов и групп исследова-ния. От этих же факторов зависят и оценки распространённости СДВГ. В настоящее время у школь-ников начальных классов распространенность СДВГ оценивают в 2,2-18%, у детей школьного воз-раста ряд авторов говорят о цифре до 35% [1,3]. Более чем у половины детей, страдавших СДВГ в начальных классах, синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В 30-70% случаев СДВГ переходит и во взрослый возраст. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами СДВГ, в подростковом и взрослом воз-расте высок риск социальной дезадаптации. Такие субъекты в семь раз чаще обычных попадают в автомобильные аварии. Они не могут адаптироваться в социуме, подчиняться общепринятым нормам поведения; согласно статистике, 80% преступников страдали в детстве СДВГ. Кроме того, у детей с дефицитом внимания в 10 раз больше шансов стать наркоманами или алкоголиками [1,11]. Эти дети постоянно находятся как бы на вращающейся карусели. Действительность вокруг смазана и расплыв-чата. А наркотик - это психостимулятор, он приводит систему контроля поведения в норму. Карусель останавливается, и всё становится ясным и понятным. Подростки, приобщаясь к наркотикам, как бы занимаются «самолечением». Именно поэтому на Западе гиперактивность лечат психостимулятора-ми. Однако их применение вызывает массу побочных эффектов. Под действием психостимуляторов ребёнок теряет непосредственность, индивидуальность, это очень «обезличивающие препараты» [1].
Этиология изучена недостаточно. Ранее причиной СДВГ считали внутриутробное или постнатальное повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрас-положенности к СДВГ. У однояйцовых близнецов конкордантность по СДВГ выше, чем у двуяйцо-вых. 20-30% родителей больных страдают или страдали СДВГ [1,6]. В семьях детей с синдромом де-фицита внимания/гиперактивности нередко имеются близкие родственники с аналогичными наруше-ниями в школьном возрасте. Для выявления наследственной отягощенности необходим длительный и подробный расспрос, так как трудности обучения в школе взрослыми людьми сознательно или бес-сознательно «стираются». Вероятно, существует генетически детерминированная взаимосвязь ней-ромедиаторных нарушений в головном мозге при данных патологических состояниях. Предполагают, что синдром дефицита внимания/гиперактивности детерминирован мутациями 3 генов, регулирую-щих дофаминовый обмен – (отвечающих за синтез, транспорт и усвоение). Обсуждается гипотеза, что носителями мутантного гена являются дети с наиболее выраженной гиперактивностью [1,4].
Наряду с генетическими, выделяют семейные, пре- и перинатальные факторы риска. К семей-ным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тя-жёлые разногласия родителей. Особенно значимыми считают нейропсихиатрические нарушения, В родословных детей с СДВГ часто прослеживают отягощенность по обсессивно-компульсивному син-дрому (навязчивые мысли и принудительные ритуалы), тикам и синдрому Жиль де ля Туретта. По-мимо этого, у родителей чаще, чем среди населения в целом, встречают алкоголизм, особенно алко-голизм и отклонения в сексуальном поведении у матери [6]. Полагают также, что развитию СДВГ могут способствовать перенесенный синдром Рейе, фетальный алкогольный синдром, свинцовое, фосфорное отравления, пищевая аллергия (эти предположения не подтверждены). Недавно была вы-явлена связь между СДВГ и нечувствительностью к тиреоидным гормонам - редким состоянием, в основе которого лежит мутация гена бета-рецептора тиреоидных гормонов (чаще передаётся по ма-теринской линии) [4,6]. У таких детей преобладает возбуждение, при этом изменён метаболизм глю-козы, что ведёт к желанию сладостей, особенно шоколада. Отдельные исследования последних лет доказали, что сухие хлопья вызывают гиперфункцию щитовидной железы. В некоторых случаях при-чиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития. Пре- и перинатальные факторы риска развития синдрома дефицита внимания включают асфиксию новорожденных, употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение [4,6,11].
Предполагают, что в основе патогенеза СДВГ лежат нарушения активирующей сис-темы ретикулярной формации (РФ), которая способствует координации обучения и памяти, обработ-ке поступающей информации, спонтанному поддержанию внимания. Нарушения активирующей функции РФ, по всей видимости, связаны с недостаточностью в ней норадреналина. Невозможность адекватной обработки информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоцио-нальные стимулы становятся для ребёнка избыточными, вызывая беспокойство, раздражение, агрес-сивность. Нарушения в функционировании РФ предопределяют вторичные нарушения нейромедиа-торного обмена головного мозга. Теория о связи гиперактивности с нарушениями обмена дофамина имеет многочисленные подтверждения, в частности, успешность терапии СДВГ дофаминергически-ми препаратами. Возможно, что нарушения нейромедиаторного обмена, приводящие к гиперактивно-сти, связаны с мутациями в генах, которые регулируют функции дофа-рецепторов. Отдельные био-химические исследования у детей с СДВГ свидетельствуют, что в головном мозге нарушен обмен не только дофамина, но и других нейромедиаторов - серотонина и норадреналина [4,6,8]. Помимо рети-кулярной формации, важное значение в патогенезе СДВГ имеет, вероятно, дисфункция лобных долей (префронтальной коры), подкорковых ядер и соединяющих их проводящих путей. Одно из подтвер-ждений данного предположения - сходство нейропсихологических нарушений у детей с синдромом дефицита внимания у взрослых при поражении лобных долей мозга [2,7].
Клиника. Ряд исследователей подвергают сомнению объединение синдрома дефици-та внимания и синдрома гиперактивности, т.к. до 40% всех больных страдают только дефицитом вни-мания без гиперактивности. Дефицит внимания без гиперактивности чаще наблюдают у девочек [1,4].
Синдром дефицита внимания может быть первичным или возникать в результате других за-болеваний, то есть иметь вторичный или симптоматический характер (генетически детерминирован-ные синдромы, психические заболевания, последствия перинатальных и инфекционных поражений центральной нервной системы) [10]. Проявления СДВГ характеризует определённая возрастная ди-намика. Симптоматика СДВГ почти всегда возникает до 7 лет, обычно к 4-м годам. Средний возраст при обращении к врачу - 8-10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ре-бёнка самостоятельности, целеустремлённости, сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз СДВГ при первом обращении обычно не ставят, выжидая несколько месяцев, в течение кото-рых симптомы могут сохраниться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходя-щее нарушение внимания может быть реакцией детей, которые попали в сложную эмоциональную ситуацию, переживают депрессию или схожие с ней тревожные и угнетённые состояния. В отличие от взрослых, которые в момент стресса чаще всего заторможены и пассивны, дети, наоборот, выгля-дят перевозбуждёнными и гиперактивными. Нередко реакцией ребёнка на сложные ситуации (развод родителей, смерть одного из них, отрыв от семьи) - поведение, внешне схожее с синдромом гиперак-тивности: та же повышенная двигательная активность, неусидчивость, отвлекаемость [1,4,5,11]. Почему же возникает гиперактивность?
Беременность и роды. Любые проблемы во время беременности и родов (какими бы незна-чительными они ни казались непросвещённым), могут иметь различные неприятные последствия, которые обычно проявляются не сразу после рождения ребёнка, а спустя время. Речь идёт об угрозе выкидыша, гипоксии, асфиксии, использовании вспомогательных средств во время родов (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных родах. Очень высокая внутриутробная актив-ность ребёнка также может предшествовать появлению синдрома гиперактивности. Как правило, причиной активного поведения малыша становится нехватка кислорода - хроническая внутриутроб-ная гипоксия. Обычно это случается у женщин, которые курят во время беременности, неправильно питаются.
0-6 месяцев. Мышечный гипертонус, постнатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция могут стать причиной дебюта синдрома гиперактивности. Обычно дети, страдающие ги-перподвижностью, изо всех сил стараются освободиться от пелёнок и плохо успокаиваются, если их туго пеленают.
6-12 месяцев. На протяжении всего 1-го года жизни гиперактивные дети легко возбуждают-ся, плохо засыпают, мало спят, часто днём, а не ночью. Иногда они страдают от проблем с пищеваре-нием: у них отмечают сниженный или повышенный аппетит, частые срыгивания, рвоту, запоры, по-носы.
12-24 месяца. В этот период становится особенно заметна повышенная бесцельная моторная активность малыша. С тех пор, как он начал удерживать игрушки, он хватает всё, что попадается под руку, но тотчас же бросает, и ни на чём не задерживает внимания. Затем то же происходит и с игра-ми: гиперактивный ребенок начинает игру, но не заканчивает её, и переключается на что-нибудь дру-гое.
В дошкольном возрасте у детей с СДВГ преобладают гипервозбудимость, двигательная рас-торможенность, моторная неловкость, непоседливость, отвлекаемость, могут наблюдать нарушения развития речи. Избыточная моторная активность бесцельна, не соответствует требованиям обстанов-ки.
У школьников с СДВГ на первый план выступают трудности в учёбе и поведении. Основные симптомы представлены в таблице диагностических критериев СДВГ.
Диагностические критерии СДВГ (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disor-ders, Fourth Edition, Draft Criteria: 3/1/93. DSM-IV. Copyright, American Psychiatric Association, 1993).
В DSM-IV СНВГ разделен на 3 типа: с преобладанием невнимательности, с преобладанием гиперактивности и импульсивности, смешанный. Особенности поведения: 1. Возникают до 8 лет. 2. Выявлены по меньшей мере в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, в играх). 3. Не обусловлены психотическими, тревожными, аффективными, диссоциативными расстройствами или психопатиями. 4. Вызывают значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию. Необходимо наличие невнима-тельности или гиперактивности и импульсивности (или всех этих проявлений одновременно), не соответ-ствующих возрастной норме. Невнимательность (из перечисленных признаков хотя бы 6 должны сохраняться не менее 6 мес.): 1. Неспособность сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности. 2. Неспособность поддерживать внимание, вслушиваться в обращённую речь. 3. Неспособность доводить задания до конца. 4. Низкие организаторские способности. 5. Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения. 6. Потери предметов, необходимых для выполнения задания. 7. Отвлекаемость, часто на посторонние раздражители. 8. Забывчивость. Гиперактивность и импульсивность (из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес. Для диагностики гиперактивности необходимо наличие по край-ней мере 5 из перечисленных ниже симптомов. Ребёнок гиперактивен, если он: 1. Совершает суетливые движения руками и ногами. 2. Часто вскакивает со своего места. 3. Гиперподвижен в ситуациях, когда гиперподвижность неприемлема. 4. Не может играть в «тихие» игры. 5. Всегда находится в движении. 6. Очень много говорит. Ребёнок импульсивен (т.е. не способен остановиться и подумать, прежде чем загово-рить или совершить действие), если он: 1. Неряшливо выполняет школьные задания, несмотря на усилия всё делать правильно. 2. Часто выкрикивает с места и другие шумные выходки во время уроков. 3. «Влезает» в разговор или работу других детей. 4. Неспособен ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д. 5. Частые драки с другими детьми (причина - не дурные намерения или жестокость, а неумение проигры-вать). Дополнительные признаки. Перечисленные ниже симптомы, по мнению многих авторов, тоже характерны для СДВГ. Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев СДВГ. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, пись-мо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом). Эмоциональные нарушения при СДВГ наблюдают часто. Эмоциональное развитие, как пра-вило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неуда-чам. Отношения с окружением. Как правило, нарушены отношения и со сверстниками, и со взрослыми. Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Возможные причины: невнимательность, отсутствие упорства, нетерпи-мость к неудачам. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречают парциальные задержки развития, в том числе - школьных навыков (письма, счёта, чтения). Их основной признак - несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать, исходя из IQ. Поведенческие расстройства при СДВГ наблюдают часто, но не всегда; кроме того, не у всех детей с поведенческими расстройствами имеется СДВГ. Другие особенности. У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи, головная боль, они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы. Недостаточность тонкой моторики, нару-шения реципрокной координации движений и умеренная атаксия. Чаще, чем в общей детской попу-ляции, наблюдают речевые нарушения. Дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания/гиперактивности необ-ходимо проводить со специфическими нарушениями обучения (дискалькулия, дислексия и др.), асте-ническими синдромами на фоне интеркуррентных заболеваний, болезнями щитовидной железы, оли-гофренией лёгкой степени, шизофренией. Дифференциальный диагноз нередко затруднителен, так как СДВГ может сочетаться с рядом других заболеваний и состояний, наиболее часто - с психиатри-ческой патологией (депрессиями, паническими атаками, навязчивыми мыслями и т.д.) [10]. Система лечения и наблюдения детей с дефицитом внимания разработана недоста-точно, что обусловлено неясностью патогенеза заболевания. Выделяют немедикаментозные и меди-каментозные методы. Из немедикаментозных методов наиболее распространённым является работа психолога. Медикаментозная терапия. На сегодняшний день принято считать, что медикамен-тозное лечение эффективно в 75-80% случаев [3]. Однако его действие, хотя и выраженное, всё же симптоматично. Поэтому такое лечение проводят годами, в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте. Применяют психостимуляторы, трициклические антидепрессанты, транкви-лизаторы, ноотропы [5]. В международной педиатрической неврологической практике эмпирическим путём установлена эффективность двух средств - антидепрессанта амитриптилина и риталина из группы амфетаминов. Препаратом первой очереди в терапии СДВГ является метилфенидат (риталин, центедрин, мередил). Положительный эффект препарата отмечен у 70-80% детей [3,5]. Но часты по-бочные эффекты: задержка роста, раздражительность, нарушение сна, снижение аппетита и массы тела, провокация тиков, диспепсии, сухость во рту, головокружение; может развиться привыкание. Противопоказаниями к приёму средства являются возраст ребёнка меньше 6 лет, выраженные со-стояния тревоги и ажитации, а также наличие семейной отягощенности по тикам и синдрому Туретта [3,5].
Для врача-гомеопата любая нозология, в том числе СДВГ, не является показанием к назначе-нию определённых лекарств. При таком разнообразии клинической симптоматики, которую имеет синдром гиперактивности, нас более всего заинтересуют специфические особенности каждого паци-ента. Это - самые ценные ориентиры при выборе Similia. Несомненно, что данное расстройство имеет глубокие «семейные корни». Поэтому, особенно важно проследить родословную и попытаться опре-делить подобное лекарство для родственника с аналогичной патологией. И, наконец, прежде чем приступить к курации пациента, следует убедиться в объективности родителя, благополучии в семье, коллективе, который посещает ребёнок. Является ли его поведение дома проблемой, или это пробле-ма семьи? Обязательно выслушать мнение других членов семьи, педагогов, окружающих.
Как показывают ряд работ по микроэлементозам, на сегодняшний день доказано, что хорошо «успокаивает» селен. Особенно он показан для подростков, живущих у моря [3,11]. Вспомним основ-ные симптомы патогенеза гомеопатического препарата SELENIUM METALLICUM. Селен. Элемент Se (а.в.-79.5) Тритурацию Selenium ввел в гомеопатию и испытал Hering.
Средство больше для людей со светлыми волосами, светлым цветом кожи. У детей часто ху-дое лицо, кисти, бёдра, ступни, отдельные (чаще больные) части тела. Выпадение волос по всему те-лу. Жирная, блестящая кожа лица, комедоны у подростков. Подёргивания мышц лица. Верхняя губа трескается. Потеет при малейшем усилии. Потеет, как только засыпает, как днём, так и ночью.
Ведущим симптомом препарата является слабость, которую Selenium вызывает: она охватыва-ет все части тела; человек легко устает от любого труда, бессонных ночей, умственного напряжения, после лихорадки и, особенно, от жаркой погоды. Чем сильнее разогревается тело, тем слабее пациент становится; силы восстанавливаются с заходом солнца. Эта слабость вызывает вялость, сонливость, вследствие полнейшего истощения, а также ухудшение после сна. Пациент не переносит нервного напряжения и связанной с ним потери энергии, отсюда у взрослых - ухудшение после полового акта и поллюций. Cимптомы слабости встречаются теперь слишком часто, при современном напряжённом ритме жизни. Сексуальные расстройства будут совершенно обычными в этом случае. Раздражитель-ность, головная боль и другие неприятные ощущения возникают или усиливаются после поллюций. Преодолевая симптомы слабости, такие люди, очевидно, прибегают к употреблению стимуляторов. Поэтому Selenium считают полезным для алкоголиков или после злоупотребления лекарственными средствами, чаем (у Кента: «Дипсомания перед менструацией»). Следует подумать об этом лекарстве для детей из семей алкоголиков. Все перечисленные симптомы скорее отражают состояние истоще-ния и, можно было бы предположить, что Selenium более подходит при синдроме хронической уста-лости, чем при синдроме гиперактивности. Но, для врача-гомеопата слабость и гиперактивность - это разные стадии единого процесса. И, как подтверждение этому, в патогенезе Selenium мы встречаем симптомы: выраженная болтливость, любит поговорить, особенно вечером, возбуждение. Своеобраз-ное заикание: меняет последовательность слогов в словах, из-за чего произносит их неверно. Затруд-нённое восприятие. Абсолютная неспособность выполнять работу. Умственный труд утомляет. Сильнейшая забывчивость, особенно это касается умственной работы. Сильнейшая забывчивость во время бодрствования, но всё отчётливо припоминает в состоянии полусна. Для тех случаев, когда учащиеся не могут вспомнить ответ на вопрос во время экзамена, но всё вспоминают после него. Па-циент избегает общества, равнодушен к окружающим. Угрюмый, раздражительный. Мечтательность религиозного и меланхолического характера. Теоретизирует.
Из физических симптомов, характерных для Selenium, а также для синдрома гиперактивности, частым являются головная боль. Она сопровождается глубокой меланхолией, может быть вызвана злоупотреблением алкоголем или чаем, жаркой погодой, перегрузкой во время учебы; усиливается от сильных запахов (запах мускуса, роз и пр.). Головная боль может носить периодический характер и часто локализуется над левым глазом. Анорексия по утрам, ночной голод; пристрастие к алкоголь-ным напиткам, почти непреодолимое, маниакальное желание, и другие диспепсические жалобы.
Охриплость и скрофулёзный ларингит, начальные стадии узелкового ларингита. Кашель по утрам, вызывающий ощущение усталости в грудной клетке, затруднённое дыхание при прогулке на свежем воздухе. Часто пациент глубоко дышит (дыхание напоминает вздохи). Затруднено дыхание по ночам, в положении лёжа. Очевидно, это прекрасное лекарство для случаев менее тяжёлых, а именно, для детей, часто болеющих вирусными заболеваниями, легко простужающихся (особенно от воздей-ствия сквозняков). Очень характерен для случаев, требующих Selenium, насморк, заканчивающийся поносом. Зуд в носу, ноздрях и по краям крыльев носа. Тенденция ковырять пальцем в носу (поду-мать при гельминтах). Боль во всех конечностях, якобы вызванная ознобом – боль при дисгармонии роста. Треск в коленных суставах при сгибании, особенно ночью. Зуд в складках кожи, например, между пальцами, и вокруг, особенно в области голеностопных суставов, по вечерам. Зуд может появ-ляться на небольших участках и сопровождаться покалыванием (указывающим на вовлечение нерв-ной системы). Выпадение волос на голове и других частях тела. Пациент рано засыпает вечером, но сон неглубок, и он часто просыпается ночью, или рано утром, в одно и тоже время; или плохо засы-пает вечером, мышечные подёргивания при засыпании. Бессонница (частая проблема у гиперактив-ных детей). Симптомы усиливаются после дневного сна, в жаркие дни.
Модальности. Симптомы усиливаются при прикосновении и надавливании. Ухудшение: при движении, после сна; от психического напряжения; после потери семени; от сквозняков, даже тёп-лых; на свежем воздухе; от чая, сахара, соли, лимонада, вина; в жаркую погоду; от солнца по мере повышения температуры (ухудшение к полудню). Улучшение: в покое, на закате; каждый полдень (головная боль), когда набирает в рот холодный воздух или холодную воду [12,13,14,15,16].
Клинический случай 1. Ребёнок 6 лет наблюдался с 3-х лет по поводу частых респираторных заболеваний, как правило, с ларингитом и ацетонемией. Детский коллектив не посещал. Светлоко-жий, светловолосый, худощавый, особенно руки, ноги, со «слабым» лицом, легко устающий и по-теющий; пугается новой обстановки, людей. На фоне гомеотерапии болел реже и легче, без примене-ния аллопатических средств. В 1-м классе: прекрасно развит умственно, но очень трудно адаптиро-вался в коллективе, пытался выделиться тем, что затевал драки. Дома возникли эксгибиционизм, сон-ливость, при этом - трудное засыпание, постоянные жалобы на боль в разных частях тела. Получил Hyoscyamus 200 – без эффекта. Было решено оформить обучение на дому. При очередном опросе вы-яснилось, что отец ребёнка, молодой, такой же светлокожий, слабый, страдает головной болью, у не-го скудный волосяной покров и проблемы с потенцией. Ребёнку предложен Selenium 200, 3 дозы. Че-рез 4 дня от начала приёма у ребёнка повысилась температура до 38оС, и в течение дня был несколько раз жидкий стул, без других жалоб. Симптомы самостоятельно прошли от коррекции питания. Уже на следующей неделе учительница в школе отметила, что ребёнок стал спокойнее, драк не было. От-сутствовали симптомы эксгибиционизма, но какое-то время оставался возбуждённым дома. Дозу Selenium 200 стали повторять в среду и пятницу в течение месяца, затем - при необходимости, когда предстояли или «свершались волнующие события». Школу посещал регулярно. За учебный год болел 2 раза, с лёгкими катаральными явлениями, без ларингита и ацетонемии. Катамнез 1 год. Клинический случай 2. Первичное обращение - ноябрь 2001 год.
Жалобы: частые ОРЗ, тонзиллиты, обострения хронического тонзиллита; затруднённое носо-вое дыхание, «храп» ночью, частый насморк; запоры без позывов, резкий запах каловых масс; плохой аппетит; ест мало, выборочно. Оториноларинголог категорически настаивает на удалении аденоид-ных вегетаций и миндалин.
Анамнез жизни: До этой беременности было несколько выкидышей на 3-м месяце. Токсикоз 1-й половины и постоянная угроза выкидыша. Частое стационарное лечение (прогестерон, туринал). Роды в срок, со стимуляцией. С 6 месяцев жизни - запоры, зеленоватое окрашивание кала, длитель-ное лечение с применением бакпрепаратов. На протяжении первого года жизни - частые курсы мас-сажа по поводу общего гипертонуса и левосторонней мышечной кривошеи. Частые ОРЗ с 4-х лет, после оформления в детский сад.
Особые обстоятельства: во время беременности матери заболел отец ребёнка и умер перед родами жены от рака прямой кишки. Оба родителя немолодые (старше 35 лет). Во время болезни сы-на мать постоянно обрабатывала ребёнку зев керосином.
Модальности: Мальчик не переносит духоту, присуща жажда, любит творог. В семейном анамнезе, кроме болезни отца, других заболеваний нет (по утверждению матери). При осмотре: Мальчик хорошо развит физически, небольшая сутулость, нежная смуглая кожа. Дышит открытым ртом. Микрополиадения. Тёплый. Влажные кисти рук. Зев: миндалины увеличены до 3-й степени, слизистая рыхлая, застойная гиперемия, патологического содержимого нет (после очередного промывания лакун). Тактильная гиперчувствительность, больше области живота, кото-рый вздут; спастика петель кишечника. С начала приёма обращает внимание эксцентричное поведе-ние: болтлив, вмешивается в разговор, делает замечания матери, сердится, если с ним не соглашают-ся, шутит, употребляет «глупые» слова. Первое впечатление - отставание в умственном развитии, возбуждён. Но в школе учится хорошо, легко усваивает программу, хотя беспокоен, имеет замечания по поведению, много разговаривает. На вопрос о ревности, мать рассказывает о сильной привязанно-сти мальчика к ней, подозрительности; считает это естественным, так как живут они только вдвоём. Назначения: Hyosciamus 200, 3 дня подряд с пятидневным перерывом. В острых случаях - это же лекарство в частых приёмах.
Через год: болел два раза, легко (только насморк несколько дней), в эти периоды принимал Hyosciamus 200 в питье, школьные занятия не пропускал. Носовое дыхание свободно. Запоров нет. При осмотре: миндалины 1-2 степени, круглые, бледные. Живот дал осмотреть спокойно, безболез-ненный. Спокойный, сидит, не вмешивается в разговор, лаконично отвечает на вопросы. Поступил в лицей, с успехом изучает два иностранных языка.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Материалы сайта http://deti.ru. Синдром дефицита внимания/гиперактивности. Е.Д. Белоусова, М.Ю. Ника-норова, Отдел психоневрологии и эпилептологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗ РФ; А. Дьяченко, детский патопсихолог - Журнал "Счастливые родители".(http://deti.ru/articles/1232.html#upst). 2. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. – M., 1997. 3. Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. // Московск. мед. журн. – 1998. - С. 19-23. 4. «Синдром нарушения внимания и гиперактивности» //П. Уэндер, Р. Шейдер Психиатрия / Под редакцией Р. Шейдера. – М.: Практика, 1998. – 485 с. 5. Тревожность у детей с гиперактивностью и дефицитом внимания: терапевтическая эффективность пираце-тама / Н.Н. Заваденко, Н.Ю. Суворинова. Метод. рекомендации каф. нерв. болезней пед. факультета РГМУ (зав. – проф. А.С.Петрухин). – Москва. 6. Weinstein С.S., Apfel R.J., Weinstein S.R. // Psychiatry - 1998; 61: 1: 12-19. 7. Amen D.G., Carmichael B.D. // Ann. Clin. Psychiatry. -1997; 9: 2: 81-86. 8. Di Scale С., Lescohier I., Barthel M., Li G. // Pediatr. - 1998; 102: 6: 1415-1421. 9. Purvis K.L., Tannock R. // J.Abnorm.Child Psychol. - 1997; 25: 2: 133-144. 10. Pliska S.R. // J.Clin.Psychiatry 1998; 59: 7: 50-58. 11. Материалы "Journal of Abnormal Child Psychology". - V. 29, No. 3, 2001, pp. 229-239. 12. Попова Т.Д. Мateria Medica. Гомеопатические препараты. – К., 1991. 13. Аллен Х.К. Основные показания к назначению и характеристики ведущих гомеопатических препаратов и нозодов со сравнением их патогенезов. - Смоленск, 1996. 14. Кент Д.Т. Лекции по гомеопатической Materia Medica». – М., 2001. 15. Кларк Д.Г. Словарь практической Materia Medica. М., 2001. 16. Липпе А. Руководство по гомеопатической Materia Medica. – Новосибирск, 2001.
Синдром дефицита внимания и его гомеопатическая коррекция. В.А. Рудовская (Киев, Ук-раина) Актуальность проблемы определяет высокая частота данного синдрома в детской популяции, и его большое социальное значение. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо успевают в школе. Кроме трудностей в учёбе, синдром дефицита внимания характеризуют двигательная гиперактивность, дефекты концентрации внимания, импульсив-ность поведения, отвлекаемость, проблемы в общении с окружением. Следует отметить, что СДВГ на-блюдают как у детей, так и у взрослых. В последние годы доказана его генетическая природа. Медика-ментозное лечение является преимущественно симптоматическим и не всегда эффективным. Кроме то-го, рекомендованные для использования препараты имеют выраженные побочные эффекты. Приведен взгляд гомеопата на проблему СДВГ. Описаны основные показания для назначения Selenium. Описаны два случая из практики.
1 |
|