|
|
О СПЕЦИФИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГОМЕОПАТИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ И НЕКОТОРЫХ ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ДЕФИНИЦИЯХ. (ВАРИАЦИИ НА ТЕМУ ВУЗОВСКОГО ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ)
И. А. Позмогова Украина, г. Киев
About the specificity of teaching homeopathy at the Medical University and some other homeopathic definitions. I.A. Pozmogova (Kiev, Ukraine). A comparative analysis of homeopathic training of doctors at the courses in Homeopathic Centres and students of the Medical University was made. Some critical remarks about the training process at the Medical University were made. There is given “block” of some homeopathic definitions, which are used in the training course THE BASICS OF HOMEOPATHY at National Medical University.
Так сложилась гомеопатическая жизнь, что мне пришлось преподавать гомеопатию и врачам, и студентам. Человеку стороннему, не имеющему прямого отношения к официальному Вузовскому обучению, может показаться, что в изложении нашего замечательного предмета этим двум категориям слушателей нет абсолютно никакой разницы. И тут он совершенно не прав, ибо разница огромна.
Относительно врачей. Чаще всего в гомеопатию приходят люди совестливые и любознательные. Ко времени их дополнительного добровольного (что немаловажно) образования они имеют свой опыт «набивания шишек», им знакомо чувство беспомощности во многих врачебных ситуациях, поэтому их выбор осознан и сформирована мотивация к обучению, что, как известно, является главным условием для усвоения информации. Кроме того, врачи постигают основы гомеопатии в весьма специфической среде – специализированных заведениях (чаще - курсы при различных центрах), где сама атмосфера не даёт никаких поводов к сомнению относительно необходимости обучения. Итак, благоприятными предпосылками успеха гомеопатического образования являются: определённые характерологические особенности слушателей, их добровольный выбор гомеопатии, как следствие сформированной мотивации к обучению, и соответствующая среда для постижения основ предмета.
Теперь о гомеопатическом образовании студентов. В 1993 г. в медицинских Вузах Украины (в их числе был и Национальный медицинский Университет) были введены элективные курсы (курсы по выбору) по некоторым предметам, которые не входили в обязательную университетскую программу. Целью элективного обучения было расширение студенческого кругозора. В числе этих дисциплин был и курс «Основы гомеопатии» (36 часов). Интересно, что ранее гомеопатию преподавали только в специализированных заведениях – на курсах, в колледжах, гомеопатических университетах. Поэтому помещение гомеопатии в стены официального Вуза было чистейшим экспериментом, с которым автор этой статьи, в силу ряда обстоятельств, в течение ряда лет была тесно связана. В основу обучения на элективных курсах положен, как следует из названия, принцип добровольного выбора изучаемого предмета, что сохранялось относительно гомеопатии до 1999 года. И это были годы очень плодотворной работы и прекрасного взаимопонимания между преподавателями и учащимися. Кроме 36-часового курса для желающих узнать о предмете больше, ежегодно проходили циклы углублённого изучения гомеопатии (144 ч), преподавать на которых было большой радостью.
В последние годы весьма изменился контингент студентов, в целом интеллектуальный уровень студенчества снизился (этот факт признали многие преподаватели), что, по-видимому, является следствием некоторых негативных явлений, происходящих в нашем обществе. Однако необходимо признать, что хорошие студенты всегда были, есть и будут – и память у них отличная, и интеллект высокий, и восприимчивы ко всему новому, и мышление оригинальное. Но их не так много. И совсем мало тех, кто уже на студенческой скамье осознает необходимость гомеопатического образования. Поэтому кафедра, преподающая курс гомеопатии, не может свое существование ставить под угрозу, надеясь только на добровольное посещение занятий небольшой группой элитарных личностей, поскольку вузовские преподаватели должны отработать в году определённое и, очень немалое, количество часов (например, для доцента – свыше 800 ч). В 1999 – 2001 гг. курс «Основы гомеопатии» был вставлен в общее вузовское расписание четвёртой парой для всех (хотя по-прежнему гомеопатия - не обязательная дисциплина).
Это можно себе представить: приезжают хмурые, уставшие люди (они действительно очень устают, поскольку программа перегружена), не понимающие, зачем собственно они должны здесь присутствовать. Поэтому, конечно же, ни о какой сформировавшейся мотивации речь не идет. Не секрет, что большинство представителей человеческого общества, в том числе и вузовские преподаватели, не обладают гомеопатическими знаниями. Невежество же порождает скепсис, иронию и цинизм. Поэтому говорить о какой-либо благоприятной среде для вживления гомеопатических идей в студенческие умы не приходится.
Теперь подведем итоги: с добровольным выбором, мотивацией и средой не сложилось; с характерологическими особенностями тоже бывает очень по-разному. Что же может сделать в такой ситуации преподаватель для того, чтобы педпроцесс всё-таки состоялся? Только одно – самому создать мотивационную основу для изучения неизвестного современному студенчеству предмета. Иными словами, нужно постоянно доказывать абсолютно незаинтересованной аудитории жизненную необходимость постижения основ гомеопатии (можете представить степень эмоциональных затрат преподавателя в этой ситуации, с учётом десяти учебных групп в неделю). Для этой цели необходимо использовать аргументацию, которая включает, кроме всего прочего, и определения основных понятий, без чего просто немыслимо вузовское преподавание. С того времени, когда я стала видеть полное непонимание в глазах студентов при слове «гомеопатия», пришлось задуматься над тем, что же такое нужно сказать, чтобы это сразу стало понятно (что очень важно) и интересно, как для этих людей преподносить основные гомеопатические понятия.
Как не странно это может показаться просвещённому гомеопатическому сообществу, введение в первую же дефиницию нашего предмета таких терминов, как «закон (принцип) подобия» и «малые дозы» (по поводу которых и у опытных теоретиков от гомеопатии возникают горячие споры) не имеет смысла, поскольку определения такого рода абсолютно неинформативны, то есть, совершенно непонятны для человека, не знакомого с предметом нашего изучения, в чем я многократно убеждалась. Важнейший дидактический принцип постижения новых понятий – это описание явлений незнакомых знакомыми из опыта терминами. Хорошо, если найдены слова, которые затрагивают эмоциональную сферу (что крайне важно для обучения). И я решила, что такими словами, тесно связанными с понятием «гомеопатия», являются: «гармонизация», «механизмы адаптации» и, наиболее интригующее, – «индивидуализация». Конечно же, до того, как приступить к разговору о гомеопатии, необходимо оговорить категории здоровья и болезни, которые студентам ещё не чужды в связи с недавним знакомством с кафедрой патофизиологии. Кроме того, определяя основные понятия, необходимо было обязательно показать связи между ними.
Ниже приведен «блок» некоторых определений, адресованных аудитории, абсолютно не знакомой с гомеопатией (использован в преподавании курса «Основы гомеопатии» в 1999 – 2001 гг.): • Состояние здоровья – это оптимальное гармоническое состояние внутренней среды организма, которое обеспечивается нормально функционирующими механизмами адаптации. • Состояние болезни – это разбалансировка внутренней среды организма, нарушение состояния гармонии вследствие повреждения механизмов адаптации, что ведёт к искажению реагирования на внешние и внутренние стимулы и появлению патологических симтомокомплексов. • Гомеопатия – это терапевтическое направление в медицине; лечебным эффектом гомеопатических препаратов (в случае их квалифицированного назначения) являются: восстановление, мобилизация и оптимизация механизмов адаптации, что обеспечивает адекватное реагирование на внешние и внутренние стимулы, и приводит к гармонизации внутренней среды, то есть, к состоянию здоровья. • Процесс гармонизации внутренней среды организма возможен при применении гомеопатических препаратов, назначаемых с учётом индивидуальных особенностей пациента. • Индивидуализация терапии реализуется благодаря использованию в гомеопатии принципа подобия, который является центральным стержнем методологии выбора гомеопатических лекарственных средств. • Принцип подобия. Если какое-либо вещество в материальной субтоксической дозе у практически здорового человека с определёнными фенотипическими признаками вызывает какой-либо симтомокомплекс (что является по своей сути проявлением адаптивных механизмов), это же вещество может значительно улучшить (вплоть до полного излечения) состояние больного со сходным симптомокомплексом и фенотипическими признаками, если данное вещество будет использовано в качестве гомеопатического потенцированного средства. • Потенцирование – это специфический процесс изготовления гомеопатических лекарств, заключающийся в последовательном разведении исходного вещества со встряхиванием на каждом этапе разведения. Восприятие этих дефиниций было проверено в учебном процессе на большом количестве студентов. Возможно, эти определения далеки от совершенства, но они «работали», и способствовали взаимопониманию между мной и студентами. И ещё этому очень помогала постоянная демонстрация неразрывной связи между гомеопатией и фундаментальными науками, изучаемыми в ВУЗе; между гомеопатией и жизнью. Конечно же, наиболее убедительным аргументом было улучшение состояния больных после гомеопатической терапии. В 1993-2001 гг. на курсе гомеопатии обучались свыше 2000 студентов. Я с благодарностью вспоминаю эти годы и всё, что было связано с ними. Я многому научилась за время этого длительного педагогического эксперимента. Самым забавным в преподавании курса гомеопатии было то, что после наших обоюдных страданий, сопровождающих изучение гомеопатической медицины, и моей тирании на зачёте (студенты сдавали зачёт по этому необязательному предмету индивидуально, и многие - по нескольку раз), они проникались интересом к этой «странной науке», и на мой вопрос, который я задавала при прощании абсолютно всем группам: «Нужно ли в Вузе преподавать гомеопатию?», они все отвечали: «Да, потому что тогда есть выбор». Проработав на поприще вузовского гомеопатического преподавания более восьми лет, могу сказать следующее. Конечно, гомеопатию нужно преподавать везде, где её можно преподавать. Я убеждена в большой пользе раннего приобщения к этому предмету всякого, кто принадлежит к медицинскому миру. Я желаю всем преподавателям этого восхитительно предмета, которые, несмотря на все препоны, продолжают свой путь, великого терпения, мужества и здоровья. И пусть Ваш труд да вознаградится благодарностью Ваших учеников. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лысенюк В.П., Позмогова И.А., Симоненко Г.Г. Преподавание гомеопатии в Национальном медицинском Университете // Укр. гомеопатичний щорічник. – 1998. – Т. I. – Одеса. – С. 36–37. 2. Позмогова И.А. Некоторые вопросы преподавания гомеопатии в медицинском ВУЗе. Курация больных в стационаре: педагогический и лечебный аспекты // Укр. гомеопатичний щорічник.– 1999. – Т. II. – Одеса: Рекламсервис.– С. 33–36. 3. Позмогова И.А., Симоненко Г.Г. Гомеопатическое образование в медицинском ВУЗе // Вестник гомеопатической медицины. – 1995. – №1. – К.: Фирма Поповы и Кº - С. 46–52. 4. Симеонова Н.К. Исследования проблем преподавания гомеопатии («Дюжина проблем преподавания гомеопатии») // Український гомеопатичний щорічник. – 2000. – Т. III. – Одеса: Рекламсервис. – С. 23–25.
О специфике преподавания гомеопатии в медицинском Вузе и некоторых гомеопатических дефинициях. И. А. Позмогова (Киев,Украина) Проведен сравнительный анализ гомеопатического обучения врачей на курсах гомеопатических центров, и студентов в медицинском Вузе. Высказаны некоторые критические замечания относительно условий педагогического процесса в Вузе. Приведен «блок» некоторых гомеопатических дефиниций, использованных в преподавании курса «Основы гомеопатии» в Национальном медицинском Университете.
1 |
|