@@11@@
  Гомеопатия
Одесские крупинки или globuli по-одесски.

Украинский гомеопатический ежегодник: Два закона гомеопатии и место "подобия" в их структуре

~~~ 11-12.I.25 - II МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГОМЕОПАТИИ И РАКУ (МУМБАИ, ИНДИЯ) ~~~ 24.I.25 - XXXV ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "РАЗВИТИЕ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ" (МОСКВА, РФ) ~~~ 04.II.25 - МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ НМГООО (ОДЕССА, УКРАИНА) ~~~ 07-08.II.25 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ОТ "BOIRON" (БОГОТА, КОЛУМБИЯ) ~~~ 21-23.II.25 - МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ" (ЛОС-АНДЖЕЛЕС, США) ~~~ 22-23.III.25 - КОНФЕРЕНЦИЯ SIOMI С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (ФЛОРЕНЦИЯ, ИТАЛИЯ ~~~ 28-30.III.25 - XXI КОНГРЕСС FIAMO С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (ОРВИЕТО, ИТАЛИЯ) ~~~ 04-06.IV.25 - ГЛОБАЛЬНАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГОМЕОПАТОВ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ JAHC-2025 (РЕСТОН, США) ~~~ 12.IV.25 - ЕЖЕГОДНАЯ КАНАДСКАЯ ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (МИССИСОГА, КАНАДА) ~~~ 02-03.V.25 - VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС SHISSO (СТРАСБУРГ, ФРАНЦИЯ) ~~~ 14-17.V.25 - 78-Й ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС LMHI (УТРЕХТ, НИДЕРЛАНДЫ) ~~~ 20-22.VI.25 - КОРСАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (ПРИВОЛЖСКИЙ, РФ) ~~~

Поиск:
Гомеопатия - это... Карта сайта Написать письмо врачам Написать письмо в аптеку Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии Периодические профессиональные издания
Международные новости Семинары, конференции, форумы Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе Объявления для гомеопатов События, даты, поздравления и комментарии Книги и журналы для гомеопатов Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека История аптеки Номенклатура динамизированных средств Монокомпонентные средства Сверхвысокие разведения ГЛС Многокомпонентные динамизированные средства Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе Materia medica Гомеопатия для чайников Вопрос - ответ Дружественные сайты

Два закона гомеопатии и место «подобия» в их структуре



Э.А. Герасимова, В.К. Белик
Украина, г. Львов


Two laws of homeopathy and the place of “similarity” in their structure. E.A. Herasimova, V.K. Bilyk. (Lviv, Ukraine).
The problem of homeopathy is that in fact it is based on two laws, which contain the ideology and methodology of homeopathic doctrine in their essence, but which, as it sometimes happens in science, remain unclaimed as a consequence of their replacement with the so-called similarity law. Homeopathy differs from all medical doctrines by cure by the disease, that is the principle expressing the mechanics of auto-cure - the attributive property of all living. The content of the principle of cure by the natural disease, its stability and reiteration was expressed in the natural law of S. Hahnemann (§26 of “Organon”) - the first law of homeopathy. As the development of it, the second law of homeopathy - cure by the medicinal disease of S. Hahnemann is formed and the place of "similarity" was defined as the necessary and sufficient condition of these laws. Hereby, we have, if Homeopathic Community would agree, to choose the remedies not by the faceless principle (law, method, rule) of similarity, but by the similarity condition proceeding from the first and the second laws. Interpretation of the laws complements them with the modern methodological sense. The definition of disease in the aspect of homeopathy is given.

Проблема гомеопатии состоит в том, что она фактически основывается на двух законах, содержащих в своей сущности идеологию и методологию гомеопатической доктрины, но которые, как это иногда бывает в науке, остались невостребованными вследствие того, что их подменил [так называемый(?) - выделено ред. Коллегией] закон подобия.

Цель статьи – восстановить понимание этих законов и раскрыть, таким образом, место «подобия» в их структуре.

I

Если задаться вопросом в широком и всеобъемлющем смысле - чем отличается гомеопатия от аллопатии, то ответ может быть один: гомеопатия от всех доктрин медицины, в том числе и аллопатической, отличается исцелением болезнью.

Исцеление болезнью - это принцип самоисцеления - атрибутивного свойства всего живого (принцип - первоначало, то, что лежит в основании определенной совокупности фактов). Его-то и принял С. Ганеман в основу гомеопатической доктрины врачевания. Жизнь на планете существует миллионы лет, и, Природа, правда, с потерями, сохранила ее в процессе отбора только благодаря самоисцелению; сохранила и Homo sapiens, насчитывающего более сорока тысяч лет, в то время как медицина, от древнейшей до современной, существует пять-шесть тысячелетий.

Если самоисцеление представляет собой атрибутивное свойство живого, то болезнь есть ни что иное, как атрибутивное отношение живого в форме реакции на вторжение чужеродного агента.

Содержание принципа исцеления болезнью нашло выражение в естественном законе С. Ганеманна - законе природы, представленном в §26 «Органона» [1]

На наш взгляд, обойденный вниманием в гомеопатической литературе, это основополагающий закон всей гомеопатической доктрины. Мы приводим полный текст этого параграфа: «Целительные действия гомеопатического способа обусловлены естественным законом, который еще не узнан и поныне, но на котором, однако, во все времена основывалось всякое истинное лечение. Вот формула этого закона: Слабейшее динамическое поражение надежно уничтожается в живом организме другим, сильнейшим, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего поведения».

Как известно, закон науки выражает всеобщие и необходимые связи явлений и проявляется в устойчивости и повторяемости этих связей в сходных условиях. Формулу закона науки можно разделить на три части: на явления, подчиненные закону; на связь явлений, определяемых законом; на область условий, в которых эта связь осуществляется с необходимостью, при этом вторая часть является главной, выражающей сущность закона. [2]

Если первую часть естественного закона составляют «слабейшее динамическое поражение» и «сильнейшее», а вторая часть представляет связь между ними через «уничтожение» вторым первого, то третья часть - условия, в которых эта связь осуществляется, представлена необходимостью подобия – «сходства» двух феноменов естественной болезни «по образу своего поведения» и «отличия по своей сущности». Четвертую часть закона составляет его функция, т.е. явление исцеления болезнью. Следовательно, естественный закон, т.е. закон Природы, является законом природы исцеления естественной болезнью С. Ганеманна - это первый закон гомеопатии.

«Любая система медицинской практики берет начало от набора определенных допущений относительно того, что собой представляет здоровье и болезнь. Гомеопатия ...исходит из допущений, что то, что называют «процессом болезни», представляет собой форму реакции организма на вредные раздражители во внешней и внутренней среде, т.е. попытку восстановить состояние здоровья» [3]. Г. Рекевег понимал болезнь как биологически целесообразный процесс, на чем базируется созданная им гомотоксикология [4].

Сам С. Ганеманн исходил из допущения, что «всякая болезнь (не хирургическая) состоит в динамическом уклонении жизненной силы от нормального состояния» (§29 «Органона»). Для С. Ганеманна болезнь не только антагонист – «слабейшее динамическое поражение», но и синергист – «сильнейшее динамическое поражение», т.е. целесообразный феномен болезни, «уничтожающий биологически нецелесообразную болезнь». Таким образом, С. Ганеманн смог интуитивно понять образ болезни. И.П. Павлов понимал двуликий образ болезни, и писал так: «...что есть истинная болезнь, а что - физиологическая мера» [5]. В качестве «сильнейшей» у С. Ганеманна выступает и лекарственная болезнь (по современным представлениям - целесообразная нормергическая). Лекарственную болезнь гомеопатическая медицина уже двести лет использует в инактивации биологически нецелесообразных, отклоненных от нормергии болезней (нормергия - состояние реактивности организма, при котором ее проявление соответствует характеру и силе действия фактора, возбудившего реакцию; отсюда отклонение от нормы - гипоергия и гиперергия).

Исходя из всех изложенных положений, мы считаем возможным дать следующее (рабочее, в пределах этой статьи) определение болезни:

Болезнь есть биологически целесообразная реакция организма на ее возбудителя при нормергическом нейро-эндокринно-иммунном ответе, и биологически нецелесообразная при гипо - или гиперергическом ответе; при этом психосоматические симптомы суть выражение способов этих реакций.

Ярким примером болезни является воспаление как биологически целесообразная реакция организма на ее возбудитель при нормергическом нейро-эндокринно-иммунном ответе, и биологически нецелесообразная при гипо - (хроническом) или гиперергическом (остром, угрожающем жизни состоянии).

Итак, мы выяснили, что атрибутивным свойством живого является самоисцеление; принципом, выражающим механизм самоисцеления, является принцип исцеления болезнью; и, наконец, законом, фиксирующим устойчивость и повторяемость принципа исцеления болезнью, является первый закон гомеопатии - закон природы исцеления естественной болезнью С. Ганеманна.

Не изменяя сущности и формы закона, мы позволили себе (с целью дальнейшей работы) интерпретировать этот закон в предложенном нами определении болезни:

Любая естественная нормергическая болезнь, как биологически целесообразная реакция нейро-эндокринно-иммунного ответа, способна перевести любую гипо - или гиперергическую естественную болезнь в нормергическую форму, при условии их отличия по структуре возбудителя, но подобия по симптомам.

II

Гениальное открытие С. Ганеманном лекарственной болезни и подобия симптомов лекарственной и естественной болезни (в связи с легендарной «хинной корой») представляет собой, без малейшего преувеличения, эпохальное событие, которое человечеству еще предстоит осознать и оценить. В свете этого открытия возник первый закон гомеопатии - закон Природы исцеления естественной болезнью С. Ганеманна, позволивший использовать в качестве «сильнейшей» естественной болезни лекарственную болезнь, возбудителем которой является природное вещество, испытанное на здоровых волонтерах. Это еще одно изобретение, которое совершил С. Ганеманн в ходе известного эпизода: «...способ для открытия целительных свойств лекарственных веществ». Таким образом, человечество получило возможность исцеляться лекарственной болезнью, используя атрибутивное свойство живого – самоисцеление.

Итак, открытие лекарственной болезни формирует второй закон гомеопатии - закон гомеопатии исцеления лекарственной болезнью, в развитие первого закона. Вот его формула:

Слабейшее динамическое поражение надежно уничтожается в живом организме сильнейшим лекарственным поражением, если последнее отлично от первого по своей сущности, но весьма сходно по образу своего поведения.

В нашей интерпретации:

Любое природное вещество, способное в субтоксической дозе возбудить при испытании биологически целесообразную лекарственную болезнь, в виде нормергической реакции нейро-эндокринно-имунного ответа, способно в гомеопатической дозе перевести любую гипо - или гиперергическую естественную болезнь в нормергическую форму, при условии их отличия по структуре возбудителя, но подобия по симптомам.

Этот закон фиксирует все составляющие «целительного действия гомеопатического способа», а также условия этого действия - отличие сущности возбудителя болезни и подобие их симптомов. Поскольку предметом нашей статьи является «подобие», то мы опускаем «отличие», которое имеет не меньшее значение, и вместе с «подобием» составляет диалектически противоречивое единство начал, обусловливающих явление исцеления болезнью.

Итак, первый закон гомеопатии - закон Природы исцеления естественной болезнью С. Ганеманна, и второй закон гомеопатии - закон гомеопатии исцеления лекарственной болезнью, определили место «подобия» в качестве условия своего явления. Следовательно, мы должны, если с этим согласится Гомеопатическое Сообщество, подбирать лекарственные средства не по безликому принципу (закону, методу, правилу) подобия, а по условию подобия, исходящего из первого и второго законов гомеопатии.

III

Чтобы уяснить роль и значение «подобия» в качестве «условия», необходимо остановиться на роли и значении условий в структуре закона науки общего случая.

Всеобщность закона ограничивается лишь условиями, в сфере которых он имеет силу. Установив наличие определенных условий, люди могут предвидеть ход событий. Сходные явления, происходящие в разных условиях, дают разные результаты. Поэтому в формуле закона всегда оговариваются условия. Условия нельзя считать чем-то внешним для закона, поскольку они являются его базой, основой [2]. Отрыв подобия симптомов как условий от первого и второго законов, поставил подобие симптомов в положение неопределенности его места, роли и значения в гомеопатии. Условия - это то, от чего зависит нечто другое. Это значит, что из наличия некоторого явления с необходимостью следует существование другого: из присутствия условий подобия симптомов естественной и лекарственной болезни следует явление законов в гомеопатии: исцеление естественной болезнью или исцеление лекарственной болезнью.

Математика различает необходимые и достаточные условия, отличие между которыми состоит в том, что необходимым условием является такое, без которого факт не может появиться; достаточным условием является такое, при котором факт заведомо появится [2].

Подобие симптомов и в первом, и во втором законах гомеопатии имеет значение и необходимых, и достаточных условий. Отсюда, очевидно, то неосознанное давление, которое оказывает подобие симптомов на сознание гомеопатов при определении его места, роли и значения в системе гомео-патии, и, как следствие, условия подобия симптомов трактуются в смысле принципа (закона, метода, правила) подбора лекарств. Вольное формулирование неосознанных и достаточных условий выдается за формулу закона подобия. Вследствие этого, имеется бесконечное множество так называемых «формулировок» закона подобия. Мы предполагаем, что если не С. Ганеманн, то его последователи за двести лет могли бы его представить в соответствующей форме, если бы это было возможно.

Относительно наших интерпретаций формул законов С. Ганеманна. Сегодня ганеманновские формулы скорее выражают идеологию гомеопатии, мы же пытались дополнить их современным методологическим содержанием.

литературА:

1.Ганеман С. Органон врачебного искусства. - М., Гомеопатическая медицина, 1998.
2.Тугаринов В.П. Избранные философские труды. - Л: Издательство Ленинградского университета, 1988.
3.Култер К. Портреты гомеопатических лекарств. - М.: Ирма, 1996. – Т. 1.
4.Терапевтический указатель Heel. - Baden-Baden: Aurelia-Verlag, 1990.
5.Павлов И.П., ПСС, - М., 1951. - Т.3.
6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.:СЭ, 1982.

Два закони гомеопатії та місце «подібності» в їх структурі. Е.А. Герасимова, В.К. Білик (Львів, Україна).
Проблема гомеопатії полягає в тому, що вона фактично базується на двох законах, що містять в своїй сутності ідеологію і методологію гомеопатичної доктрини, але які, як це іноді буває в науці, залишилися невикористовуваними внаслідок того, що їх під-мінив закон подібності. Гомеопатія відрізняється від всіх доктрин медицини зціленням хворобою, що постає принципом, який виражає механізм самозцілення - атрибутивної властивості всього живого. Зміст принципу зцілення природною хворобою, його сталос-ті і повторюваності знайшов вираження в природному законі С.Ганеманна (§26 «Органона») - першого закону гомеопатії. В розвиток його сформульовано другий закон гомеопатії - зцілення медикаментозною хворобою С. Ганеманна, і визначено місце «подібнос-ті» в якості необхідної і достатньої умови цих законів. Таким чином, ми повинні, якщо з цим погодиться Гомеопатичне Співтовариство, підбирати лікарські засоби не за безликим принципом (законом, методом, правилом) подібності, а за умовою подібності, що виходить з першого і другого законів. Інтерпретація законів доповнює їх сучасним методологічним змістом. Подане також визначення хвороби в аспекті гомеопатії.

Два закона гомеопатии и место “подобия” в их структуре. Э.А. Герасимова, В.К. Белик
(Львов, Украина).
Проблема гомеопатии состоит в том, что она фактически основывается на двух законах, содержащих в своей сущности идеологию и методологию гомеопатической доктрины, но, которые, как это иногда бывает в науке, остались невостребованными вследствие того, что их подменил закон подобия. Гомеопатия отличается от всех доктрин медицины исцелением болезнью, что является принципом, выражающим механизм самоисцеления - атрибутивного свойства всего живого. Содержание принципа исцеления естественной болезнью, его устойчивости и повторяемости нашло выражение в естественном законе С. Ганеманна (§26 «Органона») - первого закона гомеопатии. В развитие его сформулирован второй закон гомеопатии - исцеления лекарственной болезнью С. Ганемана, и определено место «подобия» в качестве необходимого и достаточного условия этих законов. Таким образом, мы должны, если с этим согласится Гомеопатическое Сообщество, подбирать лекарственные средства не по безликому принципу (закону, методу, правилу) подобия, а по условию подобия, исходящего из первого и второго законов. Интерпретация законов дополняет их современным методологическим смыслом. Дано определение болезни в аспекте гомеопатии.

1
 

Украинский гомеопатический ежегодник: Два закона гомеопатии и место "подобия" в их структуре
Гомеопатические книги и книги по гомеопатии.



© 2003-2024



Рейтинг Mail.ru
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


Яндекс цитирования
Украина онлайн
УКРМЕД - Каталог Медичних Сайтiв в Українi Meddesk.ru - медицинская доска объявлений. Обмен ссылками.