ПРИМЕР ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ЯНА СХОЛТЕНА
К УСПЕШНО ИЗЛЕЧЕННОМУ СЛУЧАЮ
А.П. Урбанский, Н.С. Буель
Украина, г. Ильичевск
Научно-медицинское гомеопатическое Общество Одесской области
«История жизни человека играет
решающую роль в рассмотрении случая».
Ян Схолтен [4]
«Проблема первичной псоры порождается
страхом, ностальгией или тоской о потере».
Мази [3]
An example of application of theoretical method of Jan Scholten in the case of successful treat-ment. A.P. Urbanskiy, N.S. Buyel (Ilyichevsk, Ukraine)
The work considers the issue of practical value of Jan Scholten modern theoretical method. This paper contains a brief analysis of patient’s general psychological problems.Как наука, гомеопатия ещё не достигла своего предела, и продолжает совершенство-ваться. Последователи Ганемановского учения пытаются дать дальнейшее развитие и усовер-шенствование гомеопатическому методу. Кроме методик реперторизации, ставших нормой в работе гомеопата, существуют различные методы анализа, которые можно использовать для того, чтобы правильно разобраться в случае [4]. Продолжив разработки, начатые Кларком, Моррисоном, а затем Витулкасом, Ян Схолтен предложил стройную систему изучения и при-менения химически связанных между собой препаратов. До недавнего времени подбор индиви-дуальных средств представлял собой анализ и сопоставление совокупности симптомов. В ме-тоде Схолтена соединены обобщённое понимание портретов химических лекарственных ве-ществ и их систематизация. Мы же, на примере рассмотрения случая, ранее решённого нами классическим методом, попытались показать возможность применения на практике метода группового анализа.
На первый приём (23.03.01) больного Г., 70 лет, нашего давнего знакомого, привела его дочь. Сразу же Г. сказал, что его уже лечить не нужно, и что устал лечиться. С декабря 2000 года он побывал в городской, в районной, в областной, в частной поликлиниках и в диспасере, где ему поставили ряд различных диагнозов
(См. Фото 1 и 2):13.01.01г. Аллергический дерматит с экзематизацией
23.01.01г. Аллергический дерматит
23.02.01г. Токсикодермия
05.03.01г. Аллергический дерматит
07.03.01г. Микробная экзема, генерализованная форма
21.03.01г. Дифузный нейродермит.
Он выполнил все рекомендации врачей: использовал всевозможные (в том числе гор-монсодержащие) мази, получал таблетки, инъекции, внутривенные вливания; соблюдал диету; принимал ванны из трав; делал очистительные процедуры, но болезнь только прогрессировала. (Состояние кожного покрова пациента представлено на фото 1, 2, 3, 4). В 2001году больной по-лучил гомеопатическое лечение, найденное нами классическим способом.
Он, как всегда выглядел довольно крепким, но каким-то несобраным и суетливым. Бу-дучи хорошим собеседником, теперь он не мог толком ответить ни на один вопрос, а только твердил в смущении, что его замучила эта непонятная болезнь.
Началом заболевания он считает 23.12.2000 г., когда обнаружил небольшое пятно, в ви-де крапивницы, на левой руке. Теперь же он весь был покрыт крупными багрово-красными пятнами, с шелушением. На левой ноге - крупное пятно, от колена до лодыжки, со следами расчёсов. Такие же пятна, с расчесами, - на груди, спине, шее, ягодицах. На голове «сухие вы-сыпания, как крошки». За ушами и на висках – шелушащиеся высыпания. При расчесывании из элементов сыпи выступает влага. Все высыпания нестерпимо зудят, а после расчёсывания воз-никает сильное жжение. Поэтому спит не более 2-х часов в сутки. В постели, от малейшего движения, наступает нестерпимое жжение, от которого он спасается ходьбой в полураздетом виде на морозном воздухе. Кроме того, кисти обеих рук замотаны в ткань. По рекомендации целительницы, он несколько раз парил руки в густом отваре травы чистотела. После этого с обеих ладоней полностью сошли верхние слои дермы. Со слов пациента, сначала кожа стала «как стекло», а затем «отвалилась чешуями». Теперь кожа рук «шероховатая». На пальцах и на ладонях - глубокие трещины, из которых сочится кровь. Кормят его с ложки, так как самостоя-тельно держать её в руках не может. До сих пор считал себя совершенно здоровым. Из перене-сенных за всю жизнь болезней вспомнил только зарубцевавшуюся язву 12-перстной кишки. Все лабораторные исследования в норме. Язык чистый. На пищеварение и отправления раньше не жаловался, а сейчас, после приёма лекарств, возник сильный запор. По характеру - холерик, вспыльчивый, «шустрый», подвижный, непоседа. Снов припомнить не мог.
Проведём анализ истории жизни нашего пациента. Случилось так, что несколько лет назад он потерял любимого сына. На его попечении осталась внучка. Он старался как можно быстрее решать проблемы, и настоял на том, чтобы внучка побыстрее закончила среднюю школу, пройдя за год два класса. Наш пациент достиг в жизни достаточно значительных для себя успехов. Некоторое время работал директором поселковой школы, затем, долгое время, - в администрации горсовета. Работа была связана с разъездами. Частое отсутствие не давало воз-можности заниматься детьми. При этом, он оставался любящим отцом. Длительное время не соглашался на переезд к дочери. Трудно было согласиться поменять место (где был начальни-ком и хозяином своего дома) на неизвестность и чужой угол. Смерть старшего сына и переезд на новое место жительства сделали его эмоции еще более резкими. Переход от раздражения к мрачности, от веселья к безразличию, под воздействием малейшего влияния внешней среды всегда был характерен, а сейчас раздражительность стала ярко выраженной. Всегда трудолю-бивый, лидер в семье, теперь (в своей болезни) он стал неуверенным.
Проведём исследование нашего случая методом группового анализа, предложенным Яном Схолтеном. Применяя теоретический подход Схолтена, мы могли бы получить более полное и прогнозируемое решение. «Наиболее эффективно применение метода на психическом уровне» [3]. «Знание ситуации, ставшей причиной возникновения проблемы, бывает зачастую достаточно, чтобы указать на правильное лекарство, или, по крайней мере, на верный Ряд или Стадию» [4]. «Самое важное – увидеть, как человек реагирует на проблему» [4]. Сформулируем основные проблемы, волнующие нашего пациента, в виде общих тем. Наш пациент, хотя и не получил высшего образования, чувствовал себя вполне успешным. Для него определяющим было: «кто я?» и «чего я стою?»; он чётко «выделяет свое собственное я». Сопоставив получен-ные характеристики с темами, предложенными Схолтеном, и определяющими ряд, находим их соответствие со 2-м Рядом – рядом углерода [4]:
Индивидуум. Личность. Я. Наиболее важная тема Ряда – индивидуальность.
Собственная значимость. Поиски собственного «Я» приводят человека к во-просу о том, чего он стоит на самом деле.
Слабость собственного «Я». Если развитие самооценки не стимулировать должным образом, они становятся очень слабыми, напуганными. Чувствуют свою беспомощ-ность и бесполезность. Они оказались в мире, полном угроз, и не знают, как с ними справлять-ся. Слабость собственного «Я» проявляется в недостаточном контроле над эмоциями. Картину дополняет ощущение абсолютной всесильности, с одной стороны, и полной беспомощности, с другой.
Проявления. Страхи: болезнь, неизвестность, собственная смерть или члена семьи, потеря семьи, друзей. Настроение: неуверенность, апатия, депрессии, чувство собствен-ной бесполезности. Агрессия: излишняя самоуверенность. Причины: потеря члена семьи.
«Все Стадии являются ступенями в процессе развития, идущими от начала к успеху и затем к упадку» [4]. Из анализа жизненного пути мы делаем вывод, что «он достиг всего, чего хотел», для него «карьера достигла своей вершины», «он в центре внимания и любит быть в центре» – это характеристики хозяина, что соответствует 10-й Стадии.
Вершина. Центр. Человек достиг всего, чего хотел, Все проблемы разрешены, все желания осуществились. Карьера достигла своей вершины. Он в центре внимания всегда.
Уверенность. Они добились результата, и больше никто не имеет никаких со-мнений относительно их положения в обществе.
Независимость. Они очень независимы, хозяева и повелители в своих владе-ниях.
Самоуверенный. Они полностью уверены в себе. Могут быть очень властны-ми.
Таким образом, мы пришли к углероду, который имеет множество форм, в т.ч. в гомеопатии.
Групповой анализ Graphites. Самоочевидное «Я». Собственная значимость. Непостоянные границы: повышена эмоциональная чувствительность. Спокойное отношение к имуществу: бескорыстный. Успешная жизнь: работа. Лучащийся жизнью [4].
Был назначен Graphites [3,4,5,6,7]. Мы использовали достаточно низкие СН потенции, т.к. случай, как нам тогда казалось, не выходил на ментальный уровень, да и наш пациент был не молод.
На втором приёме (16.04.01). Мы отметили некоторое улучшение: спина стала почти чистой, цвет изменился с синеватого на приятный розовый. Но возникли несколько но-вых пятен в поясничной области. Стала восстанавливаться структура кожи на ладонях, при этом, есть две трещины, которые то уменьшаются, то увеличиваются. Кожа на руках очень су-хая, «как песок». Временами бывает нестерпимый зуд, который будит по ночам. Анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что препарат уже «отработал», и нужно было искать новое решение [1: §171,§183].
На приёме Г. показал себя очень возбудимым и нетерпеливым. Нас также поразил внешний вид пациента. Мы его знали как подчеркнуто опрятного, и даже одетого как бы напо-каз, а теперь на нём была мятая, ветхая одежда, на которой недоставало пуговиц, но, на удив-ление, в ней он себя чувствовал вполне уверенно. Со слов жены, он перестал смотреть за собой, даже мыться его нужно заставлять, много курит и окурки разбрасывает. С женой и дочерью Г. не находит взаимопонимания. После переезда к дочери пациент лишён всего: достигнутого по-ложения, друзей (среди которых пользовался большим авторитетом и уважением). Здесь он стал никем, лишился собственного жилья, где был хозяином, а также главенствующего поло-жения в семье. Людям он всегда готов помочь, безотказный. Любит компании, «порисоваться». Играет на гармошке, поет. Любит что-либо напыщенно сказать. В то же время, может употре-бить «чёрный» юмор, сквернословить. Любит употреблять в пищу жирное. Стал злоупотреб-лять алкоголем. Самым важным вопросом для Г. теперь был вопрос семьи и отношений в се-мье. В системе Схолтена эти проблемы охватывают элементы 3-го Ряда – ряда кремния [4]:
Семья и отношения. Уровень отношений. Общение начинается в семье.
Жалобы. Кожа: высыпания на руках. Он живет прошлым, т.к. от прошлого сей-час ничего не осталось. Это соответствует 16-й Стадии:
Потерянный ( Потеря. Упадок). Потеря всего. Больше ничего не осталось. Былая слава ушла в небытие. Всё ушло, пропало, исчерпало себя, разрушилось. От прошлого остались лишь смятые пожелтевшие обрывки.
Обрывки и лохмотья. Это ситуация распада. Нет больше гармонии. От былой красоты Золотого века остались лишь руины.
Ожидания. Они всё ещё живут надеждой, что прошлое вернётся. И ждут, что люди вокруг заметят их потребности. Не скрывают свои недостатки, открыто выражая свои по-требности, ожидая, что другие люди проявят беспокойство и сделают всё, чтобы помочь им. Рассчитывают на сочувствие и сострадание к их неудачам. Они редко вступают в контакт с другими людьми, однако, выходят из себя всякий раз, когда кто-нибудь не замечает их нужд.
Искушение. Соблазн. Часто чувствуют, что у них нет никаких прав, их лишь терпят.
Вовнутрь. Поскольку они неспособны оказать непосредственное влияние, то начинают философски анализировать происходящие события.
Воспоминания. Всё, что им осталось – это вспоминать минувшее. По крайней мере, можно ещё раз мысленно проиграть «дела минувших дней». Они живут прошлым, стра-стно желая оживить дни былой славы.
Фантазии. Вымысел. Даже если в прошлом всё было не так уж хорошо, можно вообразить, что всё было замечательно.
Жизнь за счёт прошлых успехов. Живут прошлым. Любят вечеринки: веселье заставляет их забыть, что происходит в настоящее время. Пытаются отвлечься при помощи му-зыки, танца, алкоголя.
Лень. Небрежность. Поскольку всё уже потеряно, нет смысла прилагать ника-ких усилий в настоящем. Всё прошло, и теперь уже ничего не поделаешь. Они могут стать ле-нивыми и потерять интерес ко всему. Зачем беспокоиться? Нет смысла вкладывать силы в за-ведомо проигрышное дело. Скучно, и они пытаются отвлечься.
Групповой анализ. Sulphur. Страх потерять себя в отношениях. Соблазн через внешний вид: одежда. Потеря привлекательного внешнего вида: уродливый. Живущий за счёт отношений: эгоизм. Ленивый в отношениях. Забытый в отношениях: ревность. Потеря друзей. Жить за счёт старых семейных ценностей.
Проявления. Страхи: бедность, уродство, грязь. Настроение: поспешный, не-терпеливый, безразличный, мрачный. Причина: потеря любимого, друзей, круга общения, уни-жение.
Общее. Погода: < от жары, > на открытом воздухе. Пристрастия: алкоголь, жирное, жареное, сладкое. Сон: глубокий: часто просыпается; храп [4].
Больному был назначен Sulphur [3,4,6,7].
На третьем приёме (25.04.01). Трещины на ладонях почти зажили, но появи-лись на пальцах. Присутствует периодически сильный зуд кожи в области предплечий, ягодиц и кожи головы. Кожа сильно шелушится. Пациент продолжает жаловаться на сильный запор.
В нашем случае ситуация оказалась более трагичной, чем казалось вначале. Справляясь у дочери о здоровье отца, мы увидели полное к нему безразличие с её стороны. Жена всецело была занята только своими проблемами. Г. потерял не только вес в своей семье, но и вообще потерял себя. Он уже не представлял, как дальше жить. В течение нескольких лет он пугает се-мью разговорами о своей смерти.
В нашем дальнейшем исследовании случая мы пришли к выводу, что проблема нашего пациента осталась прежней – проблема семьи. Таким образом это 3-й Ряд – ряд кремния, но сама ситуация была для него ещё более тяжелой. Он перестал верить в свои возможности, стал ещё более импульсивным. Потерян в собственных сомнениях, и уже не знает, что должен де-лать, чего хочет. Эти характеристики соответствуют 3-й Стадии [4]:
Сдерживаемый. Подавленный. Замешательство. Сомнения. Нерешительность.Они не чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы сделать выбор. Эти люди должны что-либо совершить, чтобы показать себе свою способность на действие, однако не знают, что делать и как.
Три. «Вечный треугольник». Их недопонимание происходящего усиливается, если общаются больше, чем с одним человеком. В такой ситуации полностью перестают пони-мать, чего хотят сами. Они мечутся между желаниями разных людей и полностью теряют себя.
В результате мы вышли на искомый нами препарат, а именно, Alumina.
Групповой анализ. Alumina. Неверное восприятие ведёт к несправедливому отношению. Кризис личности из-за эгоизма. Потерпевший в отношениях, построенных по принципу треугольника. Негодование из-за того, что ввели в заблуждение. Неверное воспри-ятие ролей по отношению к жертве (также могут не вполне понимать, кто же является жерт-вой). Сомнения в собственной значимости.
Проявления. Страхи: неопределённость, неизвестность, будущее, неудача, бо-лезнь, смерть. Приступы панического страха. Настроение: приспосабливающийся, жалующий-ся, выражающий недовольство, поспешный, угнетённый. Делюзии (заблуждения): у него нет друзей, смерть. Сознание: смущённый, сомневающийся, потрясённый. Причины: действующий по указаниям других людей, разрыв отношений.
Общее. Погода: < от жары. Время: зимой. Пристрастия: алкоголь.
Жалобы. Сухость. Запор (3), затруднённый, сухой стул. Высыпания на коже; шелушащаяся, покрасневшая кожа с трещинами; зуд (3) <жара, расчёсывает, пока не начинает кровоточить [4].
25.04.01г. больному Г. была назначена Alumina. [4,6,7]. Стул быстро нормализовался.
На четвертом приёме (18.06.01). Было сделано 5-е и 6-е фото: кожная поверх-ность везде чистая. Эмоциональное состояние пациента стало гораздо устойчивее, ладони пол-ностью зажили
В приведенной истории мы прослеживаем, как изменение темы случая требует измене-ние Ряда в таблице, а углубление жизненного кризиса пациента приводит к изменению Стадии. Наш случай также продемонстрировал переход от одного препарата к другому в одном ряду, в одной проблеме. Имея смутное представление о жизненном пути пациента, нам было бы труд-но провести анализ, применив этот метод. На приёме пациенты часто не могут обстоятельно пояснить своё эмоциональное состояние, порой пытаются скрыть его. Для нахождения лекарст-ва этим методом мы должны быть уверены в том, что до конца проникли во внутреннее состоя-ние человека, «поняли глубинные психические корни болезни, опираясь на исследование жиз-ненного пути пациента» [4]. В рассмотренном случае мы видим чёткое приложение метода и соответствие сформулированных портретов лекарств. Последовательное применение трёх раз-личных препаратов не противоречит Методу. «У каждого отдельного пациента часто сущест-вуют несколько слоёв проблем. Справляясь с этими проблемами по очереди, можно достигнуть баланса» [4].
В каждом конкретном случае гомеопат должен использовать наиболее подходящий ме-тод, тот, для которого собранная информация окажется наиболее полной. При этом другие ме-тоды необходимо применить в качестве хорошей проверки правильности назначения. «Сущест-вует опасность, что какой-либо метод анализа может стать любимым и, из-за него, будет от-вергнут более старый закон подобия» [4]. Применяя на практике теоретический подход Яна Схолтена, наряду с классическим методом подбора лекарств, можно получать более полное и прогнозируемое решение гомеопатических случаев. Мы надеемся, что наш маленький опыт будет полезным для иллюстрации использования нового метода анализа в гомеопатии.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Ганеман С. Органон врачебного искусства. – М.: Симилия, 1998.
2. Иванив А.П. // Укр. гомеопатичний щорічник. – Одеса: Астропринт, 2003. – Т 6, - С. 4-6.
3. Схолтен Ян. Гомеопатия и минералы. М.: Симилия, 2000.
4. Схолтен Ян. Гомеопатия и элементы. М.: Симилия, 2003.
5. Шанкаран Р. Дух гомеопатии. М.: Ирма, 1997.
6. Шанкаран Р. Субстанция гомеопатии. М.: Симилия, 1999.
7. Шанкаран Р. Душа лекарств. М.: Симилия, 2002.
Пример применения теоретического метода Яна Схолтена к успешно излеченному случаю. А.П. Урбанский, Н.С. Буель (Ильичевск, Украина)
В работе рассмотрен вопрос практического значения современного теоретического метода Яна Схолтена. Статья содержит краткий анализ общих психологических проблем пациента.
Приклад використання теоретичного метода Яна Схолтена до успішно вилікуваного ви-падка. А.П.Урбанський, Н.С.Буєль (Ильичевск, Україна)
В роботі розглянуто питання практичної значимості сучасного теоретичного метода Яна Схолтена. Стаття утримує короткий аналіз загальних психологічних проблем паціє-нта. А.П.Урбанський, Н.С.Буєль (Іллічівськ, Україна)
Информация об авторах. Анатолий Петрович Урбанский и Надежда Сергеевна Буель, за-вершившие обучение в школе Поповых, живут и работают в Ильичёвске. Участники многочис-ленных семинаров и форумов. Активные члены Одесского гомеопатического Общества.
E-mail: bbuel@mail.od.ua