|
|
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОМПЛЕМЕНТАРНОЙ МЕДИЦИНЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Н.В. Башмакова, Е.В. Башмакова, М.В. Юдина, Н.Н. Бедрань Украина, г. Одесса
Attraction of Complementary Medicine: Psychological Perspectives. N.V. Bashmakova, E.V. Bashmakova, M.V. Yudina, N.N. Bedran (Odessa, Ukraine) Alternative therapies may be gaining popularity because conventional medicine often falls short of meeting patients' healthcare needs. This article contains the brief analysis of the patients’ general psychological needs which could be satisfied by means of the complementary medicine such as hope, attention to personality and personal experience, time and continuity, deals with ill-defined symptoms, considers the illness, spiritual and existential concerns etc. From the other hand, some reasons make us think that complementary practitioners should use their methods deliberately and carefully because of the delicate psychological mechanisms they often use in their practice.
Некоторые из проведенных нами исследований, результаты которых обсуждены на уже состоявшихся форумах, были посвящены изучению отношения наших соотечественников и медицинских работников к различным направлениям современной альтернативной медицины, а также некоторых психологических характеристик «пользователей» гомеопатии. Следует отметить, что, в целом, около 70% опрошенных выражают свою удовлетворённость результатами применения альтернативных методов лечения (для гомеопатии степень удовлетворённости достигает 74,8%). Интересно, что степень удовлетворённости не всегда зависит от появления позитивных изменений в состоянии здоровья опрошенных по их основной проблеме (жалобе). Например, некоторые пациенты онкогруппы, последовавшие предписаниям врача - гомеопата, отмечают снижение беспокойства и тревожности целом, рост эмоциональной стабильности, формирование более позитивной позиции и ожиданий в отношении будущего, хотя объективных положительных изменений, связанных с их заболеванием, не наблюдали [6]. Увеличение «спроса» на альтернативную медицину и готовности использовать методы комплементарной медицины являются свидетельством их популярности. В данном случае перед специалистами, практикующими как в системе официальной медицины, так и в различных отраслях альтернативной медицины, а также исследователей – психологов и социологов, встаёт вопрос: является ли интерес к комплементарной медицине «проходящей модой» или он отражает более глубокую потребность в изменениях в пределах системы медицинской помощи? Удовлетворение пациентов закономерно влияет на пользование услугами комплементарной медицины: в соответствии с результатами опросов, более половины пациентов, однажды обратившихся к врачам, практикующим в области альтернативной медицины, возвращаются к ним для дальнейшего лечения; более 70% опрошенных считают, что они могли бы использовать комплементарную медицину в будущем [1]. Что же пациенты находят разумным и привлекательным в услугах, предоставляемых нетрадиционной (комплементарной, альтернативной) медициной, и каковы, в таком случае, их ожидания в отношении медицинских услуг вообще? Определённые эффекты отдельных видов альтернативной медицины, очевидно, объясняют высокую степень удовлетворения пациентов. Однако опросы и качественный анализ ответов респондентов показывают, что многие пациенты также высоко оценивают некоторые общие признаки, характерные для большинства направлений комплементарной медицины, и гомеопатии – особенно [8]. К этим особенностям опрошенные, как правило, относят: - их отношения с лечащим врачом; - те пути, которыми врач объясняет возникновение, течение и прогнозы болезни в рамках основной концепции метода; - обстановку и среду, в которой они проходят лечение. Если перечисленные факторы улучшают терапевтические результаты лечения, они, в сущности, вносят вклад в то, что иногда называют «эффект плацебо». Ни один из них не уникален, но формирование и положительное воздействие этих факторов на пациента могут облегчаться формами их реализации и «непривычными» назначениями, рекомендациями и советами, которые используют врачи, практикующие в области нетрадиционной медицины. Относительная терапевтическая важность специфических и неспецифических атрибутов, очевидно, зависит от индивидуальных особенностей пациента и врача. Но некоторые врачи могут быть «лучшими» специалистами, профессионально используя и делая максимальным плацебо-эффект.
Время и непрерывность Пациенты часто обращают внимание на количество времени, отводимого для консультации, как на одну из причин для выбора комплементарной медицины, и противопоставляют это собственному опыту наблюдения у врачей, работающих в рамках конвенциональной медицины. Частично это особенность всей частной медицины; но даже, когда врачи работают, используя альтернативные методы в сочетании методами традиционной (официальной) медицины, они продлевают свои первые консультации каждого пациента с тем, чтобы собрать детальную историю болезни, необходимую для установления диагноза и назначения лечения (уделяя этому процессу не менее часа). Консультации такого типа, когда пациента поощряют объяснить собственные переживания и понимание проблемы, могут иметь самостоятельный терапевтический эффект, особенно, если проблема является хронической и/или многофакторной [9]. Также, пользуясь услугами комплементарной медицины, пациенты посещают одного и того же врача при прохождении курса лечения. Эта непрерывность дополнительно облегчает развитие терапевтических отношений между пациентом и лечащим врачом.
Внимание к личности и персональному опыту пациента Большинство практикующих врачей, независимо от того, работают они в рамках общепринятой медицины или комплементарных методов, стараются приспособить свои терапевтические вмешательства к индивидуальным потребностям пациентов. Однако, врачи «традиционного направления» чаще направляют лечение на основные процессы болезни. Напротив, большинство врачей комплементарных направлений лечения преимущественно ориентированы на изучение того, как пациенты переживают своё болезненное состояние, в каких формах они его осознают. При этом они стараются включить в процесс диагностики и назначения лечения анализ психологических реакций пациента на собственное заболевание [2]. Таким образом, лечение «индивидуализировано» в обоих случаях, однако, при последнем подходе, личность и эмоции пациента в большей степени вовлечены и воздействуют на терапевтический процесс. Хотя добросовестное следование принципам традиционных подходов в оказании медицинской помощи предполагает рассмотрение не болезни конкретного пациента, а самого больного, в единстве всех его индивидуальных особенностей, «давление времени» зачастую приводит к преимущественному акценту на физических аспектах болезни. Некоторые пациенты отмечают недостаток персонального внимания, уделённого им врачами традиционных медицинских направлений, как причину обращения за помощью к альтернативным методам. Качество и объём внимания к личности пациента, в данном случае, очевидно, связаны с влиянием фактора продолжительности и непрерывности, описанного выше.
Ощущение причастности и возможность выбора Некоторые пользователи нетрадиционной медицины обращают внимание на относительно большие возможности для собственного активного участия в процессе выздоровления, как на причину выбора комплементарной медицины. Хотя доля рекомендаций, предполагающих «самопомощь», в конвенциональной медицине постепенно возрастает, пациенты чувствуют, что врачи, практикующие в альтернативных отраслях, уделяют этому терапевтическому фактору больше внимания. Пациенты также высоко оценивают возможность выбора метода комплементарной медицины, а также врача, практикующего в рамках данного метода, которые бы максимально удовлетворяли их индивидуальные потребности. До некоторой степени, это присуще всему частному сектору здравоохранения, но, в большей степени относится к альтернативной медицине, чем к общепринятой.
Надежда Пациенты часто приходят к комплементарной терапии, испытав всё, что может предложить традиционная медицина. Врачи альтернативных направлений могут предложить таким пациентам надежду, как пытаясь повлиять на основное заболевание, так и обращаясь к эмоциональным состояниям (что часто более важно), уровням энергий, способам самовыражения и другим аспектам существования личности, которые вносят важный вклад в формирование качества жизни пациента. Это особенно важно для пациентов с хроническими заболеваниями, не имеющих никаких перспектив выздоровления или значительного улучшения состояния, с точки зрения традиционной медицины [4]. Однако, используя терапевтические свойства этого фактора, врачи должны быть крайне осторожны, взвешивая свои заявления очень тщательно, и объективно оценивать как возможности реальных улучшений в состоянии пациента, так и опасности формирования у него ложных надежд и последующего разочарования.
Контакт Многие виды альтернативной терапии и диагностических техник предполагают больший физический контакт между пациентом и врачом, чем это принято в традиционной медицине [7]. Физическое прикосновение может облегчать развитие открытого и искреннего общения. Поэтому пациенты могут обращаться в менее «технически оснащенные» консультативные кабинеты врачей-гомеопатов, аромотерапевтов и рефлексотерапевтов, ожидая встретить при этом меньшую дистанцированность и большее человеческое сопереживание при получении медицинской помощи. Возможности такого рода контакта особенно необходимы следующим категориям пациентов: - для пациентов невротического склада с нарушенным базовым доверием к миру; - для тех, кто испытывает психологические трудности в принятии прикосновений, обусловленные особенностями характера, воспитания или специфическим негативным опытом; в данной ситуации подавленную или вытесненную потребность удовлетворяет социально приемлемый способ; - для людей, испытывающих глубокую фрустрацию в отношении физических контактов, обусловленную тяжелыми хроническими (особенно онкологическими) заболеваниями или преклонным возрастом.
Работа с трудно определяемыми симптомами Практикующие врачи современной медицины стали экспертами в распознавании, идентификации и лечении болезней. Когда же не имеется никакого органического проявления болезни, но есть лишь малоопределённые симптомы, или общий «недостаток здоровья», они мало что могут предложить. В результате пациент, страдающий от болезней типа хронической усталости, функциональных спинальных болей или синдрома раздражённой кишки, может почувствовать, что врач не воспринимает всерьёз его жалобы. Врачи, практикующие в альтернативных областях медицины, как правило, не нуждаются в общепринятом диагнозе для того, чтобы начать лечение; фактически, многие думают, что их лечение наиболее эффективно как раз для пациентов без органической патологии [5].
Поиск сущности болезни Пациенты часто стремятся включить опыт и переживание болезни в собственную картину мира, в процесс самопознания. Они задают такие вопросы: «Почему это со мной произошло?», или «Что в моей жизни явилось причиной моей проблемы?». Врачи альтернативных направлений могут предложить объяснения, которые звучат разумно, и имеют для пациента смысл (описание болезни как результата действия факторов окружающей среды или как физическое выражение эмоциональных паттернов). Конвенциональная медицина может иметь проблемы с подобными объяснениями, если нет никакого научного обоснования. Однако, социологические исследования показывают, что пациенты находят подобные объяснения благотворными, если они укрепляют их собственную веру и ожидания [1]. Тем не менее, и в этом случае следует быть осторожными, поскольку иногда объяснения, данные врачом нетрадиционного медицинского направления, могут вызвать новую проблему, Например, если болезнь приписывают последствиям вакцинаций в детстве, или пациента заставляют чувствовать себя виновными за прошлое поведение.
Духовные и экзистенциальные проблемы Некоторые пациенты имеют экзистенциальные проблемы и вопросы, на которые традиционно обученные профессионалы не могут ответить, чувствуя себя недостаточно компетентными. Этот диапазон охватывает проблемы от субдепрессивного состояния в целом здорового подростка, который не может найти смысл или цель в жизни, до неизлечимо больного человека, сопротивляющегося осознанию и принятию собственной смертности. Многие комплементарные дисциплины не делают серьёзных различий между симптомами духовными и симптомами любого другого типа, и предлагают лечение, направленное именно на этот аспект жизни или болезни человека. Традиционная медицина может оставлять духовные и экзистенциальные потребности пациентов неудовлетворёнными.
Сомнения в отношении комплементарной медицины Общие свойства комплементарной медицины не всегда приводят к полной удовлетворённости пациента. Комплементарная медицина имеет особенности, которые могут вызвать у пациента проблемы, или иметь отрицательный эффект. Некоторые из этих особенностей описаны ниже.
Безопасность и компетентность В настоящее время существует определённая общественная обеспокоенность в отношении того, что некоторые врачи, практикующие в различных областях альтернативной медицины, не имеют соответственной медицинской квалификации, хотя пациенты, уже прибегавшие к помощи комплементарных методов, проявляют значительно меньшее беспокойство по этому поводу [2]. Очевидно, что недостаточный уровень доверия пациентов к компетентности врачей альтернативного направления влияет на их реальный опыт лечения у этих врачей. Практическое отсутствие национально признанных профессиональных стандартов для абсолютного большинства направлений комплементарной медицины – одна из главных проблем. Больные часто сомневаются относительно безопасности препаратов для альтернативного лечения. Поскольку многие из них содержат фармакологически активные агенты, они таят возможные неблагоприятные эффекты, особенно когда сочетаются с другими альтернативными или традиционными медицинскими препаратами.
Вина Одна из потенциальных опасностей, связанная с необходимостью для пациентов играть активную роль в улучшении их здоровья, состоит в том, что ряд из них начинают верить в исключительно собственную ответственность за своё плохое здоровье или замедленное выздоровление [6]. Например, лица, которых поощряют принимать «позитивную» позицию в борьбе с раком, могут глубоко страдать, если придут к выводу, что их болезнь – следствие собственных чрезмерно отрицательных черт. Врачи, практикующие в области нетрадиционной медицины, должны осознавать эту возможность, давая советы и объяснения уязвимым пациентам.
Отрицание Некоторые пациенты продолжают «испытывать» различные методы комплементарной терапии даже в тех случаях, когда ни один из них не приносит никакого облегчения [3]. Такое поведение может формировать и поддерживать бесполезный паттерн отрицания собственного состояния болезни или её тяжести. Повторные попытки найти лечение в других альтернативных направлениях лечения могут предотвращать развитие адекватности восприятия, соответствующее принятие и возможную корректировку болезненного состояния. Врачи альтернативных направлений должны помнить о риске, связанном с такого рода поведением.
Порицание Некоторые из объяснений врачей, практикующих в комплементарной медицине, подчёркивают причины болезни, связанные с внешней средой и окружением пациента. Например, они могут настаивать, что болезнь вызвана прививками, обычными лекарствами, питьевой водой, зубными пломбами, или загрязнением [7]. Возложение вины за слабое здоровье исключительно на внешние факторы, которые не могут легко быть изменены, могут рождать в пациенте чувство преследования, безвыходности и ожесточения. Однако, может существовать множество других факторов, влияющих на заболевание, и стратегий, способных справиться с ним.
Финансовый риск Количество денег, которые некоторые пациенты тратят на использование методов комплементарной медицины, весьма значительно. Стоимость услуг варьирует широко, и более высокие цены не обязательно означают лучшее или более эффективное лечение. Недостаток очевидности эффективности многих альтернативных медицинских вмешательств означает, что часто невозможно предсказать вероятность успешного результата. Пациенты должны быть осведомлены об этом риске.
Предложенный в данной статье обзор позиций пациентов в отношении альтернативных методов в медицине носит весьма общий и предварительный характер. Более того, он порождает множество вопросов и поднимает серьёзные проблемы философского, психологического и деонтологического плана. На некоторые из них практикующий врач-гомеопат может ответить, опираясь на собственный опыт и мировоззрение, однако многие по-прежнему нуждаются в дальнейшем изучении и последовательной разработке.
ЛИТЕРАТУРА: 1. Astin JA. // JAMA. 1998;279:1548-1553. 2. Brian M Berman. // BMJ 2001;322:154-158. 3. Davidoff F. // Ann Intern Med 1998;129:1068—70. 4. Kaptchuk T.J., Eisenberg D.M. // Ann Intern Med 1998;129:1061—5. 5. Poitevin B. Integrating homeopathy in health system. Bulletin of the World Health Organisation, 1999, 77(2): 160-166. 6. Sharma U. Complementary medicine today: practitioners and patients. London: Routledge, 1995. 7. Vickers A. // BMJ 2000; 321:683-686. 8. Vickers A., Zollman C. // BMJ 1999; 319:1115-1118. 9. Wharton R., Lewith G. // BMJ 1986; 292: 1498-1500. 10. Zollman C., Vickers A. // BMJ 1999;319:1558-1561.
Привлекательность комплементраной медицины: психологические аспекты. Н.В. Башмакова, Е.В. Башмакова, М.В. Юдина, Н.Н. Бедрань (Одесса, Украина) Альтернативные виды терапии должны получать популярность, потому что конвенциональная медицина всё чаще утрачивает интерес пациентов, требующих помощи. Статья содержит краткий анализ общих психологических потребностей пациентов, которые могли бы быть удовлетворены посредством альтернативных методов, с учётом типа надежд, внимания к индивидууму, личного опыта, времени общения. Качество и объём внимания к личности пациента, в данном случае, очевидно, связаны с влиянием факторов продолжительности и непрерывности. Всё же, некоторые причины заставляют нас думать, что практикующие в альтернативной медицине специалисты должны использовать свои методы на практике с тщательным учётом деликатных и индивидуализированных психологических механизмов.
Привабливість комплементарної медицини: психологічні аспекти. Н.В. Башмакова, О.В. Башмакова, М.В. Юдіна, Н.М. Бедрань (Одеса, Україна) Альтернативні види терапії повинні мати популярність, тому що загальна медицина здебільшого втрачає інтерес пацієнтів, що потребують допомоги. Стаття утримує короткий аналіз загальних психологічних потреб пацієнтів, які б могли бути задовільнені альтернативними методами, з урахуванням типу надії, уважності до особи, власного досвіду, часу спілкування. Кількість і обсяг уваги до особи хворого, у цих випадках, може, пов’язані з впливом чинніків довготривалості та безперервності. Проте, деякі причини примушують нас вважати, що фахівці з альтернативної медицини практично повинні вживати свої методи з дбайливим урахуванням делікатних та індивідуа-лізованих психологічних механізмів.
Авторы: доктор медицинских наук, профессор Одесского государственного медицинского университета Наталья Васильевна Башмакова с соавторами - коллегами и аспирантами; Наталья Васильевна Башмакова – автор многочисленных исследований и программ по интегративной, семейной и психосоматической медицине.
______________________________________________________ (1) Исследования, на которые мы ссылаемся, проведены в период с 1998 по 2002 годы, в том числе в рамках Одесской Региональной программы интегративной профилактики неинфекционных заболеваний и совершенствования метода диспансеризации населения в контексте семейной медицины «Здоровье. Семья. Работа», на базе Одесской городской поликлиники №6 и Одесского института красоты.
(2) В ходе исследования опрошено 1217 представителей взрослого населения г.Одессы и 231 медицинский работник. 1 |
|