ПОЛНЫЕ ЦИКЛЫ ЛЕКЦИЙ ПО МАТЕРИЯ МЕДИКА СРЕДСТВ ЖИВОТНОГО ЦАРСТВА И БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ - В ИЗДАННЫХ РАНЕЕ МОНОГРАФИЯХ.
НИЖЕ -ИЗБРАННОЕ ИЗ ЦИКЛА ЛЕКЦИЙ А.П. Иванива по MATERIA MEDICA №3
"ПРЕПАРАТЫ РАСТИТЕЛЬНОГО ЦАРСТВА В ГОМЕОПАТИИ".
4.1. СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ.
4.2. ЛИЛЕЙНЫЕ.
4.3. ПАСЛЕНОВЫЕ.
4.4. ГРИБЫ.
4.5. РУТОВЫЕ.
4.6. МОЛОЧАЙНЫЕ.
4.7. СУМАХОВЫЕ.
4.8. ТЫКВЕННЫЕ.
4.9. ПАЛЬМОВЫЕ.
4.10. КАКТУСОВЫЕ.
4.11. САПИНДОВЫЕ.
4.12. СТЕРКУЛИЕВЫЕ.
4.13. МИРТОВЫЕ.
4.14. ПЕРВОЦВЕТНЫЕ.
4.15. КРЕСТОЦВЕТНЫЕ (4.9-4.15 - отдельные разделы).
4.16. ВЕРЕСКОВЫЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Переходя к изучению Материа Медика флоры, определим те основополагающие моменты, которые характеризуют гармонию растений и человека в царстве растений. Ведь и для растения, и для человека главное - корни (начало). Сила растения в корне, и сила человека - наследие, оставленное ему предками. Дерево - основа геральдики. И каждое растение, как и каждый человек, хранит в себе множество секретов. Ведь первые люди были поселены Создателем не в пустыне, а в раю (рай в переводе с персидского - сад).
Человек, житель зеленого царства, или хотя бы его сосед (для урбанизированного населения), существует и не замечает ни красоты и полезности растений и деревьев, ни вреда, который им наносит. Сломанное (срубленное, выкорчеванное) растение можно отождествить с разломанной антенной живого создания, общающегося с высшими силами. Уничтожая природу, человек, не ведая этого, уничтожает чистое начало в себе. Изучая ботанику и биологию, фитотерапию и экологию, и даже фитоастрологию, специалисты в указанных и многих других отраслях знания, не могут определить сущности и жизненной силы растительного мира, его тонкой чувственности и реактивности.
Николай Кулпепер, автор «Полного справочника по травам» (XVII в.) писал: «Хотя это не было так уж приятно, и было совсем не выгодно для меня, я консультировался с двумя моими братьями, доктором РАЗУМОМ и доктором ОПЫТОМ, наносил визиты моей матери ПРИРОДЕ, чьим советам с помощью доктора ПРИЛЕЖАНИЯ я подчинял свои желания, и, будучи предупрежден госпожой ЧЕСТЬЮ, редкой гостьей в наши дни, что мои результаты следует публиковать, это и сделал». Определив как неудовлетворительные медицинские системы его времени, Кулпепер стал наиболее известным из гербалистов, описал растительно-планетарные соотношения, с помощью которых возможно излечение человека.
Как и представители животных, растения внесли большой вклад не только в медицину, но и в технику, общественную жизнь. Изначальные религиозные мистерии проводили под сенью деревьев (в священных рощах, дубравах), затем стали строить храмы из дерева. На Руси длительно существовали священные деревья, к которым обращались за помощью. Купола храмов - нераспустившиеся бутоны, издавна выполняли из осины, которая вбирала в себя негативные эмоции. В древности и средневековье все строения и суда выполняли из дерева. В наши дни злаковые явились прототипом Останкинской башни и других радиотелевышек. А магистрали по-прежнему с двух сторон ограждают тополями, способными очищать воздух и поглощать минус-энергии.
С древних времен человек, возделывавший землю, был уверен в Божественном происхождении растений: «... Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную и пищу...». Из небольшого семени (в котором сконцентрирована вся информация) произрастает и небольшое растение, и могучий дуб.
Вся природа живет в естественном космическом ритме, являясь отражением законов Вселенной. Японцы, например, считают, что в растении запечатлена вся Вселенная, и через него можно постичь гармонию мироздания. Единственный источник жизни и бесконечного разнообразия ее проявлений имеет аналогию в структуре дерева: ствол - источник всего разнообразия, корни - символ питания, множество ветвей - бесконечность эффектов, зависящих от единой причины. Древо Жизни - духовная точка баланса и бессмертия, Древо Познания Добра и Зла - секрет смертности и несбалансированности.
В природе существуют однополые и обоеполые растения. Цветок является репродуктивной системой, и символизирует сексуальную чистоту, идеал красоты и возрождения, которые должны занять место похоти и вырождения. Роза и Лотос в разных верованиях обозначают материнскую силу творения, а Лилия - фаллический символ. Однополые мужские (ЯН) растения (только с тычиночными цветками) - Солнечные, однополые женские (ИНЬ, только с пестичными) - Лунные. Характер распространения и жизненного цикла таких растений мало совершенен (для воспроизводства два разнополых растения должны находиться рядом), и в лечебных целях они могут использоваться лишь для восполнения всех избыточных или недостаточных признаков Солнечной право - или Лунной левосторонности. Причем, если лунные растения очищают, то солнечные - защищают. В человеческом обществе мы крайне редко встречаем только активных и деятельных (солнечных) или пассивно-меланхоличных (лунных) индивидуумов. Гораздо чаще эти проявления чередуются, т.к. при «односторонности» трудно выжить. В таких случаях на помощь приходят обоеполые или однодомные (ДЕН) растения, которых на планете около 75 % (двудомных однополых растений вместе всего 25 %).
В книге «Омела и ее философия» П. Дэвидсон писал: «Книги написаны на языке цветов и растений, поэты с незапамятных времен воспевали самые красивые из них, короли были рады иметь их эссенцию, но истинным врачам - Жрецам природы - они говорят на более высокой и возвышенной ноте».
Вспомним, что посвященные использовали цветок лотоса для представления закрученных вихрей духовной энергии, локализованной в различных участках позвоночника, называя их чакрами (крутящимися колесами). Как лотос живет в воде, земле и воздухе, так и человек живет в материальном, интеллектуальном и духовном мирах. Так же как растение пробивается из грязи и ила через воду (вечно меняющийся мир иллюзий) и расцветает на поверхности, душа человека проходит из тьмы действий и желаний к свету истины и понимания (духовного просветления). Розенкрейцеры использовали для этих же целей розу.
Широко известно использование растений-галлюциногенов в трансовых техниках религий древности и современности. Оккультистка мадам Е. Блаватская в «Исиде» пишет по этому поводу следующее: «Растения также обладают мистическими свойствами в огромной степени, а секреты вызывания видений экстрактами растений потеряны для европейской науки, за исключением разве что гашиша и опиума. Но даже в этих исключительных случаях психическое действие их считается вызывающим помешательство. Женщины Фессалии и Эпира, жрицы ритуалов Сабазия, не унесли с собой эти секреты. Они все еще здесь, и те, кто осознает природу Сомы, знает и свойства других растений». Растительные галлюциногены сыграли значительную роль в эволюции Гомо сапиенс как вида. При переходе к прямохождению первобытные собиратели и охотники охватывали в поисках пищи и стимуляции все большее число диких растений. Затем, отдельные виды содержащихся в них психотропных веществ служили стимуляции и развитию речи, общения (вследствие необычного восприятия реальности). Это, в свою очередь, стимулировало их дальнейшее изучение и употребление. Укрощение огня научило человека готовить отвары, усиливающие действие подобных веществ, а также курить части растений для изменения состояния сознания. Возникшие под влиянием галлюциногенов: а) синестезия (борьба разновидностей чувств); и б) разлад характеристик души и тела, по нашему мнению имели как негативные, так и позитивные влияния. К примеру, в культурах, не имевших опыта специфических традиций использования галлюциногенов, которые программировали бы ощущения каждого индивидуума, результаты применения подобных веществ были и есть крайне отрицательными по последствиям.
Гранаты всегда были мистическим фруктом. Виноград и инжир использовались в фаллических мистериях. Мандрагора обладала магическими свойствами (корень этого растения напоминает строение человека). Домашний лук у египтян был символом Вселенной, т.к. содержал концентрические кольца. Чеснок - важный элемент трансцедентной магии. Все трехлепестковые растения использованы в изображениях Троицы. По преданиям, оливковое дерево было подарено людям Афиной, кукуруза - богом Солнца, у женьшеня второе название - божественная трава. Береза - символ борьбы белого и черного, добра и зла.
Вспомним также венки из различных растений, использующиеся как в религиозных действах, так и в мирской, и даже колдовской атрибутиках. Имея определенные свойства, они являются символами порождающей силы, означающей продление молодости и бодрости. Более поздние «замены» венков венцами и диадемами из металлов и минералов олицетворяли лишь продление существования.
Итак, охарактеризуем растительное царство так же, как мы оценивали ранее представителей царства животных в гомеопатии. Основные характеристики - легкость, подвижность, гибкость, чувствительность, изменчивость, ранимость, красота, жизнестойкость, периодичность, элегантность, приспособляемость. С одной стороны - неподвижность, с другой - подверженность всяческим влияниям окружения. Такие пациенты будут крайне зависимы от настроения (в т.ч. врача-гомеопата) и метеогелиогеофизических факторов. В отличие от симметричности и приглушенности в одежде у лиц с минеральной делюзией, в этой группе мы видим яркие, несимметричные и цветистые узоры. На приеме во всех жалобах сквозит эмоциональность, подверженность состояния влияниям социально-биологического окружения, быстрая смена симптоматики и ее бессистемность, отвлекаемость (до соскальзываний), многословие. Это в большинстве своем лица, тяготеющие к искусству (или его представители), с такими чертами, как адаптогенность, чувствительность (ранимость), нарушение стабильности. Склонны к выращиванию растений.
Растения из одного ботанического семейства имеют сходную лекарственную картину в гомеопатических патогенезах. Подобные исследования проводились Фаррингтоном и Леезером, в последние годы - профессором Н.Е. Костинской. В последние годы представители европейской и бразильской школ гомеопатии также стали оценивать лекарства из растительного царства путем описания и учета содержащихся микроэлементов.