OPIUM (PAPAVER SOMNIFERUM) - МАК СНОТВОРНЫЙ
Изучение Опиума весьма увлекательно.
Опиум представляет собой высушенный на воздухе сок, полученный из надреза коробочки белого мака Papaver Somniferum. Белый мак, принадлежащий к семейству Papaveracaea, произрастает в Индии, Персии, Малой Азии, Турции, Египте и Китае, а также культивируется в Англии и других странах с холодным климатом, таких как Россия и Югославия.
Это сложное вещество, содержащее около двадцати пяти алкалоидов в сочетании с мекониевой, молочной и серной кислотами. Из них наиболее важным является морфин, который встречается в сочетании с мекониевой кислотой. Следующими по значимости являются кодеин, наркотин, папаверин и тебаин.
Каждый из алкалоидов обладает своим особенным действием, но их общий совокупный эффект позволяет создать отличный совокупый портрет. Этот препарат, используемый многими наркоманами, первоначально оказывает стимулирующий эффект, а затем угнетающий. Эффекты препарата могут быть изучены на трех основных стадиях.
1. Стадия экзальтации. В течение этой стадии симптомы проявляются повышенным чувством благополучия и повышением умственной активности, свободой от тревожности, болтливостью, беспокойством или даже галлюцинациями, покраснением лица и нарастающей сердечной активностью. Этот этап является кратковременным и может отсутствовать в случае приёма большой дозы. На этой стадии могут наблюдаться детские судороги или маниакальные состояния. Человек может переживать чувство эйфории (ощущение чрезвычайного благополучия), могут развиваться восхитительные видения или фантазии; человек также может испытывать волнение и бессонницу. Восприятие может быть экзальтированно. Именно из-за этого стимулирующего эффекта препарат употребляется наркоманами.
2. Стадия сопора. В течение этой стадии, которая иногда наступает совершенно внезапно, подавляются функции нервных центров. Симптомы: головная боль, тошнота, рвота, головокружение, летаргическое состояние, сонливость и неконтролируемое желание сна, из которого пациент может быть разбужен внешними раздражителями. Зрачки сужены, лицо и губы цианотичны, по всей коже испытывается ощущение зуда. Пульс и дыхание все еще в пределах нормы.
3. Стадия наркоза. Пациент погружается в глубокую кому, из которой он не может быть разбужен. Во время этой стадии мышцы расслаблены и рефлексы утрачены. Вся секреция почти полностью приостановлена за исключением кожных покровов, холодных и липких на ощупь. Лицо бледное, губы синюшные, нижняя челюсть отвисает. Кровоизлияния в конъюнктиву. Кровяное давление начинает снижаться, пульс замедленный, нитевидный и едва определяется. Дыхание угнетенное, затрудненное и хрипящее, его частота может быть снижена до 2-4 дыхательных движений в минуту.
Даже на этом этапе, восстановление жизненных функций возможно при незамедлительном и правильном лечении. В противном случае цианоз усиливается. Пульс замедляется, становится аритмичным и неопределяемым. Дыхание замедляется, слабеет, и приобретает характер дыхания Чейн-Стокса, смерть наступает в результате асфиксии. Наблюдаются судорожные подергивания в группах мышц и зрачки расширены, финал уже близок. В некоторых случаях может возникать рвота. Иногда присутствуют судороги по типу тетануса, что чаще случается у детей, чем у взрослых.
Диагноз: отравление опиумом должно быть дифференцировано с апоплексическим ударом, уремической, диабетической, эпилептической и истерической комами, острым алкогольным отравлением, отравлением карболовой кислотой и барбитуратами и компрессией мозга.
В стадии угнетения может наблюдаться нечувствительность и потеря реакции и ощущения. Чувствительные и двигательные нервы утрачивают свои функции, в результате чего различные органы, такие как мочевой пузырь, прямая кишка, и т.д., не могут передавать импульсы или реагировать на импульсы головного мозга. Следовательно, это может привести к запору (отсутствует позыв), задержке мочи и др. Железы могут утратить свою функцию, и поэтому не происходит секреция, возникает повсеместная сухость, за исключением кожных покровов. В крайней степени угнетенности пациент может впасть в глубокий сон, похожий на коматозное состояние. При этом глубоком коматозном состоянии можно наблюдать симптом точечных зрачков, сопровождающийся влажностью кожных покровов. Также может присутствовать цианоз.
В связи с этим я могу привести детский случай.
"Однажды меня вызвали, чтобы осмотреть новорождённого в возрасте 14 дней, который был холодный, синюшный и находился в плачевном состоянии. Вскоре после рождения у ребёнка развилось шумное дыхание и цианоз.
Детский врач, а позже и известный кардиолог диагностировали у ребёнка случай тетрады Фалло, которая является врожденным пороком развития сердца. И они сказали, что ничего невозможно поделать. Так ребенок был отправлен домой из родильного дома. Когда я увидел новорожденную, она была практически в умирающем состоянии. У неё было очень громкое хриплое дыхание, которое можно было бы услышать с 20 футов (6 метров). Она была цианотична, сознание отсутствовало, и мне сказали, что она не опорожнялась последние 8 дней. Когда я повернул ребенка на бок для проведения аускультации спины, я обнаружил, что хрипы внезапно прекратились, и когда ребенок снова перевернулся, чтобы лечь на спину снова возникли громкие хрипы. Я взял рубрики из Синоптического ключа Богера: «хрипение», «ухудшение в положении лежа на спине», и «синий, фиолетовый». Были найдены три соответствующие средства: Cuprum, Opium, Sulphur. Из них я предпочёл использовать Opium из-за длительного запора. Вы можете себе представить мое удивление и счастье, когда после одной дозы Opium 30, в течение десяти минут, синюшность полностью исчезла, лицо стало медленно краснеть, интенсивность хрипов снизилась, а ребенок пришел в сознание. Ребенок продолжал жить очень счастливо, каждый раз отвечая на Opium, когда возникала цианотичность, я снова и снова рекомендовал им прооперировать ребенка, но они неоднократно переносили даты. В конечном итоге, в один прекрасный день возрасте 4 лет, сидя на коленях у матери и громко смеясь, девочка умерла".
Опиум является отличным средством при последствиях испуга. Фубистер описывает девочку 3-х с половиной лет, которая поступила в больницу с температурой 105°F (41,6 °С) и чьё заболевание вызывало опасение. Сонливая, в бреду с уровнем лейкоцитов около 38 000. У неё были признаки синусита с увеличенными чувствительными миндалинами. Зрачки точечные. В анамнезе была история, связанная с тем, что ребенок был напуган осой и благодаря Opium СМ, девочка стремительно пришла в норму.
Он также описывает другой случай. "Затянувшийся процесс выздоровления у девушки шестнадцати лет. Вспоминая те двенадцать лет, которые я наблюдал её, я мог сказать, что это была обычная для неё картина. После каждого острого заболевания она восстанавливалась медленно без всякой видимой на то причины. Исследуя её анамнез, я обнаружил, что её мать была напугана врачом во время беременности. Он сказал, что женщина может потерять ребенка. Она сказала: "Я почувствовала шок, пробравший меня насквозь". Девушка получила Opium CM и быстро пошла на поправку, но это ещё не все. Физически она стала чувствовать себя более устойчиво и ее способность к обучению совершенно определенно возросла".
Как известно, употребляющие опиум, страдают от очень страшных видений крыс, мышей и других прыгающих на них фантастических животных сущностей, от которых они пытаются убежать, скрываясь под кроватью. Их взгляд, жесты и речь выражают наибольший страх перед животными, которые по их убеждению беспрестанно преследуют их. Вот каким образом средство оказывается полезным в случаях недугов, возникающих от испуга, особенно там, где последствия испуга сохраняются в течение очень долгого времени.
"В 1965 году, возвращаясь из США, в 9 вечера я сел на самолет в Нью-Йорке. После благополучного трехчасового полета, самолет вдруг начал покачиваться и крениться, и мы могли видеть, что он стремительно теряет высоту. Мы все чувствовали, что что-то было не так, но мы не могли знать, что именно было не так и насколько это серьезно. Через полчаса, капитан объявил, что в связи с какой-то технической неполадкой, самолет возвращается в Нью-Йорк. Теперь мы, пассажиры, не знали о характере проблемы и, следовательно, мы думали, что это должно быть что-то серьезное, потому что самолет качался вверх и вниз. Мы чувствовали, что самолет может потерпеть крушение, и боялись, что возможно мы не выживем. Это состояние неуверенности переросло в страх, граничащий с паникой. (Рядом со мной сидел священник, направлявшийся в Рим, он достал Библию и начал молиться). Это состояние неизвестности и страха продолжались до момента нашего приземления в Нью-Йорке около 3 утра. Мы все тогда испытали облегчение и поздравили друг друга с безопасным возвращением. На следующий день я сел на тот же самолёт в Лондон. Из Лондона я вылетел в Париж, а затем в Бомбей. Я чувствовал себя абсолютно нормально.
Спустя некоторое время, я возобновил свою практику в Индии и должен был лететь в Бхавнагар, чтобы повидать пациента. Я сел в самолет, и когда он взлетел, я начал нервничать. Нервозность увеличилась и переросла в страх, страх превратился в ужас. Я испытывал невыносимый ужас и думал, что самолет потерпит крушение. С каждым небольшим движением или рывком самолёта вверх или вниз, каждый раз, когда он наклонялся, с каждым небольшим изменением в звуке двигателя, я испытывал ощущение, что это приведёт к катастрофе. Я чувствовал себя самым беспомощным и несчастным во время путешествия, в то время как раньше я получал удовольствие от каждого полёта. Я почувствовал облегчение, когда самолет приземлился в Бхавнагаре.
Теперь этот опыт полета на Бхавнагар повторялся, когда я должен был лететь в Гоа, а затем и в другие города, чтобы повидать пациентов.
Последний раз, когда я должен был отправиться в Дели для участия в семинаре, мой друг, Д-р С. Посоветовал мне принять какое-то лекарство, когда я объяснил ему, что я бы предпочел ехать на поезде из-за моего страха. Исходя из того, что присутствовал симптом застарелого страха полета, я выбрал Opium. Я принял дозу опиума 1М, за 3 часа до перелета. После того, как я оказался в самолете, я предвкушал страх полета. Но как только самолет взлетел, я разговаривал с моими друзьями, и после нескольких минут я заметил, что больше не чувствовал вообще никакого страха. Самолет вошел в облака и содрогнулся вверх и вниз, но я не испытывал страха. Таким образом, мое путешествие было свободным от страха, хотя я бы не назвал его приятным, потому что я все время с нетерпением ожидал возобновления паники. Во время обратного пути, я не испытывал страха, и на этот раз я даже мог расслабиться и наслаждаться поездкой. С тех пор, мои воздушные путешествия снова стали приятным".
Т. Ф. Аллен отмечает, что в ботанике Опиум не далек от Аконита. Это может объяснить пользу обоих при испуге. Stramonium также имеет < от испуга, но для него характерны широко раскрытые (выпученные) глаза, а также широкие зрачки.
Одним из характерных объективных симптомов, которые могут направить врача, особенно в случае комы, наличие точечных зрачков. Если мы вспомним, что Опиум получают из мака, это будет легко запомнить.
"Мать известного ЛОР хирурга, гинеколог по профессии, в возрасте 72 лет заболела и постепенно погрузилась в уремическую кому. У неё была анурия. Ее уровень мочевины крови был 120 мг. Ее артериальное давление было высоким. Ее общее состояние было плачевным. Несколько врачей пришли и сказали, что никак нельзя помочь. Леди вдруг открыла глаза и сказала: "Позовите гомеопата" и снова впала в кому (она имела большое уважение к гомеопатии). Таким образом, я был призван. Я осмотрел ее зрачки. Они были точечные. Они «точечно» указали мне на средство. Я дал ей Opium 1M. В течение 10 минут показатели её пульса и артериального давления улучшились. В течение одного или двух часов она пришла в сознание, отошла моча и вскоре она полностью поправилась. Два с половиной года спустя, она умерла по какой-то другой причине".
Два наиболее распространенных несчастья, встречающиеся при большинстве заболеваний - это боль и бессонница. Исходя из того, что опиум, используемый в больших дозах, способен подавить или облегчить эти два проявления, веками его применяли часто и временами чрезмерно. И как раз благодаря этим свойствам опиум был оценен двумя выдающимися врачами: великий Хуфеланд считал его веществом высочайшей ценности, а Шталь называл его наиболее вредоносным ядом.
Поскольку боль является лидирующим симптомом большинства заболеваний, а опиум используется преимущественно в качестве обезболивания при большинстве состояний, может показаться, что опиум не часто пригождается в гомеопатической практике. Это видно из немногих ссылок на средство, которые мы можем найти в нашей литературе. Но дело в том, что опиум является чрезвычайно полезным и действительно спасительным для жизни при определенных условиях и болезнях, где он может быть действительно необходим.
Боль является главным диагностическим критерием для врача и её полное подавление может серьезно препятствовать обнаружению природы заболевания. Таким образом, врач должен использовать морфин так же, как скупой тратит свое золото.
Если аллопат хочет изучать гомеопатическую Materia Medica, опиум будет одним из лучших средств, с которых можно было бы начать. Токсические эффекты опиума достаточно хорошо известны ему, и эти симптомы наиболее точно отражены в гомеопатической Materia Medica.
Богер превосходно обобщает действие опиума в одной фразе: "неблагоприятные, торпидные состояния". Отсутствие боли в тех случаях, где боль ожидаема, (например, безболезненные язвы), отсутствие выделений, вызывающая общую сухость (за исключением кожи), отсутствие реакции (на раздражители, на прием лекарств, зрачков к свету, и т.д.), отсутствие страданий, отсутствие нравственного чувства (склонность к обману и лжи), отсутствие отправлений (подавление, задержка и т.д.).
Дыхание медленное. Пауза между вдохами так длительна, что это, наряду с общим отсутствием реакций и коматозным состоянием больного, может создать впечатление, что он мертв. Дыхание может быть неровным, по типу Чейн-Стокса. Или это может быть хриплое дыхание (напоминающей смертный хрип), вздох, храп или стриторозный тип. Пульс замедлен так же, как и дыхание. Может наблюдаться паралич кишечника, который вместе с отсутствием секреции и отсутствием импульсов, передаваемых в мозг не производит позывов к дефекации, в результате стул выглядит как сухой «овечий» кал. Затвердевание каловых масс усугублеют запор.
Опиум охватывает как притупленное сонное состояние, ступор и кому, так и бессонницу, вызванную эмоциями, такими как страх или даже радость.
Морфин вызывает чихание и зуд в носу. Кома, точечно суженные зрачки и значительное угнетение дыхания позволяет предположить отравление морфином.
Leriche М. сообщает о восьми случаях родильной горячки, излеченной при помощи Opium.
Байеса пишет: "Нет ни одного препарата в Materia Medica, область действия которого известна в такой же полноте, как Opium. От наркомании на одном конце цепи до его действия в качестве антидепрессант на другой, это приводит нас от аллопатии и антипатии к гомеопатии, и показывает, как эти противоположные методы могут способствовать сохранению человеческой жизни и избавлению человека от страданий. Этот препарат имеет своё применение и преимущества в каждой из нескольких методов его назначения.
"Опять же, существуют заболевания, при которых боль проявляет себя настолько сильным симптомом, и когда она так ужасна в своей жестокости, что сама по себе является источником большой опасности для жизни. Есть другие заболевания, которые на определенных стадиях полностью неизлечимы, и при которых присутствуют серьезные и мучительные боли. В таких случаях, применение опиума или его солей не только допустимо, но и полностью оправдано. Я могу привести хорошо знакомые нам примеры случаев прохождения камней в желчном пузыре при жёлчнокаменной болезни или камней из почки в мочевой пузырь. В обоих случаях, как я уже говорил (под заголовком Calcarea), я обнаружил, что Calcarea C 30 приносит полное облегчение в сочетании с горячей ванной; но если я нахожу эти средства неэффективными, я не должен колебаться, назначая положенную дозу Opium или Laudanum. Это было бы бесчеловечно позволить продлиться таким острым страданиям, когда средства облегчения имеются под рукой.
"Почему же в таком случае не дать опиум сразу?" – скажет аллопат. Потому что, если я могу дать облегчение более простыми средствами, появляется возможность предупредить пагубные последствия вторичного воздействия опиума и мой пациент скорее выздоравливает.
"Зачем вообще давать опиум?"- говорит сторонник высоких потенций. Потому что, если моё гомеопатическое средство не помогло, я не могу позволить своему пациенту дальше страдать и оставаться в агонии, что могло бы произвести в нём истощение, которое может привести к продолжительной болезни".
Сейчас я опишу случай наркомана, зависимого от морфина.
"В августе 1959 года, я консультировал доктора С. Он сообщил, что принимал морфий в течение 3-4 дней, чтобы преодолеть боль, а затем попал в зависимость от него. Теперь ему необходимо принимать 1\4 грана морфия на один приём, шесть или семь раз в день. В период этой зависимости на протяжение последних 3-х или 4-х месяцев он потерял в весе 22 фунта (около 10 кг) и утратил интерес к своей профессии. Он жаловался, что, если он не принимал морфий, он чувствовал невыносимый дискомфорт в животе. У него развивалась диарея с внезапными и частыми позывами на дефекацию. Дискомфорт и диарея облегчались, как только он принимал инъекцию морфия. Когда он консультировался у меня первично, я просто назначил Nux Vomica 200 три раза в день, предполагая, что этот препарат выступит в роли антидота, устраняющего эффекты наркотического средства. Это принесло ему значительное облегчение. Так что я продолжил средство и в течение двух недель он смог уменьшить кратность приема инъекций до 2х-3х в день, но он все еще не мог отказаться от морфина полностью. Я изменил назначение на Opium CM, три раза в день (в этом случае приемы лекарственных доз повторялись, так как пациент принимал морфий неоднократно), и это дало значительное облегчение. В течение последующих десяти дней он был способен отказаться от употребления морфия".
Те, кто изучал истории болезней морфинистов и видел, как они страдают, медленно утопая в пагубной привычке все глубже и глубже, осознают заслугу гомеопатии. Во-вторых, эти случаи доказывают, что гомеопатические средства могут действовать, несмотря на всю противоположность действия грубого лекарственного сырья. Таким образом, гомеопаты, которые настаивают на очень строгой диете и пуританском режиме могут взять паузу, пересмотреть свои взгляды, смягчиться и дать своим пациентам больше свободы действий.
Материал подготовлен коллегой А.С. Богатырёвым (Луганск, Одесса).