Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
Demyan Vladimirovich Popov. Traits to the portrait ... A.V. Bray, O.V. Popova (Kyiv, Ukraine) Professional and life path of the homeopathic doctor D.V. Popov is thoroughly covered in the books and memoirs of the family members of hereditary homeopathic doctors, in books and articles of contemporaries, pa-tients and friends. Less known is the other side of the life of the legendary doctor - he was a connoisseur of all the beautiful - music, theatre ..., a famous collector of art objects. This publication presents a fragment from an excel-lently published and illustrated book by A.V. Bray, dedicated to the collector D.V. Popov. Глава из книги А. Брея «Нескучное собирательство» («ArtHuss», Київ, 2017) посвяще-на Демьяну Владимировичу Попову, основателю Киевской гомеопатической школы, 120-летие со дня рождения которого мы отмечаем в текущем году.
Профессиональный и жизненный путь доктора-гомеопата Д.В. Попова досконально освещён в книгах Т.Д. Поповой «Мозаика жизни» («Дух і літера», Київ, 2010), «Любовь и труд» («Дух і літера», Київ, 2008). Демьян Владимирович закончил Одесский мединститут, начал заниматься гомеопатией в 1930-е годы в Кировоградской области, после переезда в Киев сформулировал основные понятия Киевской гомеопатической школы.
Менее известной является другая сторона жизни легендарного врача – коллекциони-рование предметов искусства. В рамках презентации романа А.В. Попова «Характерник» («Гнозiс», Київ, 2017), посвященного Д.В. Попову, была представлена выставка книг, в кото-рых авторы уделили толику воспоминаний известному врачу и человеку. Одна из таких книг - «Нескучное собирательство» Александра Брея, известного искусствоведа, коллекционера.
В 1980-е годы автор книги бывал в доме врача-гомеопата Д. Попова, совместно с ним участвовал в художественных выставках коллекционеров. Именно поэтому он уделил целую главу легендарному доктору. В частности он описал особую художественную атмосферу, царившую в доме Поповых, упомянул о художниках, литераторах, артистах, которые были одновременно пациентами и друзьями Демьяна Владимировича.
Взгляд искусствоведа и ценителя искусства на известного врача-гомеопата дополняет его портрет, раскрывает новые факты биографии. Ведь для любого врача, а тем более врача-гомеопата, понимание и любовь к искусству развивает и дополняет искусство лечения.
Страстным почитателем старинных вещей и, в первую очередь, фарфора был извест-ный киевский врач-гомеопат Демьян Владимирович Попов. Он начал собирательскую дея-тельность ещё в 40-е годы. В начале своего увлечения Демьян Владимирович не был знато-ком и руководствовался собственными пристрастиями и врождённой интуицией. Покупал без какой-либо системы и действовал по принципу «понравилось - купил». А нравилось Попову многое: фарфор и бисерная вышивка, иконы и церковные книги, картины и старинная мебель. И то из этого, что было ему по средствам, покупал не раздумывая, а если что-то встречалось в плачевном состоянии, то тем более покупал и тут же отдавал на реставрацию, дабы сбе-речь для будущих поколений.
Товара было хоть отбавляй, а потому совершались эти покупки чуть ли не ежедневно и обходились Демьяну Владимировичу недорого, с позиции сегодняшнего дня, чуть ли не даром. Да только покупать антиквариат в то голодное время могли позволить себе лишь те, кто помимо скудной официальной зарплаты имел дополнительный заработок. В их числе были и практикующие врачи.
Особенно много после войны было трофейного антиквариата, оказавшегося в руках демобилизованных, либо у вовсе случайных людей. В их глазах эти вещи, а по сути - пред-меты искусства, казались абсолютно ненужными, а то и совсем бесполезным старым хламом в сравнении с такими необходимыми и дефицитными бытовыми вещами, одеждой и продук-тами. Вряд ли кто из этих людей в то время задумывался, сколько этот старый хлам » будет стоить в будущем, впрочем, вряд ли знали об этом и сами покупатели.
Как бы то ни было, но Попов не боялся выглядеть в глазах окружающих экстравагант-ным чудаком, тратящим почти весь свой заработок на «пустяки», и основные приобретения были сделаны им как раз в те давние годы. Они-то и послужили фундаментом для его буду-щей коллекции.
Главным советником начинающего собирателя стал давний пациент Демьяна Влади-мировича - Николай Адрианович Прахов - неплохой художник и настоящий знаток искус-ства. В оккупированном Киеве ему удалось открыть антикварный магазин, который служил и местом встреч коллекционеров, наведывались сюда и местные художники. Очень живо и вы-разительно жанровую сцену в этом магазине отобразил на полотне киевский художник Борис Крюков (Крюков Борис Иванович (1895-1967) – киевский живописец. В 1943 году эмигриро-вал в Австрию, а затем в Аргентину, где стал известным художником). Николай Прахов пока-зывает сидящему в кресле Демьяну Попову свои новинки. Примечательно, что почти все ан-тикварные предметы, изображённые на этой небольшой картине, перешли к Демьяну Влади-мировичу и сохранились по сей день. Приоритетным направлением собирательства Попова стал коллекционный фарфор, он чувствовал в этом материале особое художественное обая-ние и высоко ценил профессиональное мастерство его изготовителей.
Обратив внимание на увлечение своего друга, Прахов доставал для него редкие об-разцы фарфоровых и фаянсовых изделий, иногда предлагал живопись.
Попов покупал для своей коллекции фарфор известных и малоизвестных марок вне зависимости от конъюнктуры рынка. Изделия знаменитых европейских мануфактур - Бер-линской, Венской, Севрской – соседствовали с менее известными их «собратьями», изготов-ленными на Корецкой и Барановской фабриках. Вазы, сервизы, чашки, фигурки император-ского фарфорового завода, а также лучших частных российских заводов - Гарднера, Братьев Корниловых, Попова (фарфоровый завод А.Г. Попова, 1800-начало 1870-х) - находились ря-дом с аналогичными предметами небольших фабрик.
С особой любовью Демьян Владимирович относился к мейсенскому (Мейсенская фарфоровая мануфактура, осн. в 1710) фарфору и с удовольствием рассказывал своим гос-тям о том, что отец основателя гомеопатии - Самуэля Ганемана - расписывал изделия на Мейсенской фабрике. С гордостью показывал киевский доктор чудесные экземпляры завода Миклашевского - считавшегося лучшим на территории Украины. На сленге старых собира-телей эти фарфоровые предметы именовались «миклашенами». Этот термин придумал вы-дающийся украинский график Георгий Нарбут. Охотно приобретал Попов и фаянс Киево-Межигорской фабрики.
Обладая хорошим вкусом, чутьём и азартом настоящего собирателя, постоянно поку-пая то значительное, что подворачивалось ему под руку, Демьян Владимирович сумел за де-сять-пятнадцать лет собрать полноценную коллекцию. Постепенно пришло и её всеобщее признание. Попов стал предоставлять свои экспонаты на различные выставки в музеи. В дальнейшем семья продолжила эту традицию.
Фарфоровые и фаянсовые вещи «жили» в доме на Коминтерна по-домашнему. Их здесь очень любили, они привыкли к этому и после ухода из жизни их владельца даже не по-мышляют уходить отсюда. Они сроднились с родными и близкими и прочно вошли в жизнь обитателей этого дома. Ни одно событие не обходится здесь без праздничной сервировки изысканной посудой. За столом семья не перестаёт вспоминать различные эпизоды из яркой жизни своего знаменитого родственника.
В нерабочее время Демьян Владимирович совершенно преображался - экстравагантно одевался, остроумно шутил и от души веселился. Показывая новые приобретения, не скры-вал своих чувств, а скорее наоборот - пылко демонстрировал свою влюблённость в искус-ство.
Для разных посетителей Попов выбирал фарфор определённой марки, созвучной настроению данного визита. Принимая известную актрису Марию (Мариэтту) Капнист (Кап-нист Мария Ростиславовна (Мариетта Капнист-Серко) (1914-1993) – украинская актриса, за-служенная артистка УССР (1988)), урождённую графиню, стол сервировали только русским фарфором. Чашка «Дама с маской», расписанная художником Воробьевским, была её люби-мой в доме Попова. Для посетителя, рассказывающего о Париже, - скульптора Валентина Знобы - стол украшали севрским фарфором и чашками «Жан Пти». Вкус чая из старинных чашек казался намного изысканнее, нежели из современных.
Попов любил путешествовать виртуально и хорошо знал из французского путеводи-теля развеску в залах Лувра. Скульптор, беседуя с Демьяном Владимировичем и обсуждая с ним картины и скульптуры, был на сто процентов уверен, что доктор неоднократно бывал в этом музее. А когда выяснилось, что кроме Варшавы Попов не был ни в одном европейском городе, пришёл в полнейшее недоумение и отказывался верить словам Демьяна Владимиро-вича.
Попасть в дом Попова, впрочем, как и к другим известным собирателям, без пригла-шения не представлялось возможным, а потому некоторые люди шли на хитрость - по про-текции записывались к нему на врачебный приём.
В 1982 году я впервые побывал в этом доме вместе с Мишей Винницким, который давно знал Демьяна Владимировича и отзывался о нём с большим уважением. Прежде Миша несколько раз брал у меня затейливые мейсенские вещички и отвозил на трамвае № 30 Попо-ву. Однажды, увидев у меня ФИГУРКУ завода Попова, с которой я не очень-то и хотел рас-ставаться, сказал: «Сам Бог велит предложить её Демьяну Владимировичу!» - и соблазнил меня тем, что мы вместе отправимся на Коминтерна.
В светлой рубашке и тёмной бабочке доктор выглядел очень элегантно. Окинув меня с ног до головы взглядом своих умных глаз, с ироничной улыбкой сказал: «Так Вы и есть владелец этой чудной вещи?», - и сразу же перешёл к деловой части разговора, и тут уже инициатива перешла к Винницкому.
Не помню точно, за сколько мы уступили доктору эту фигурку, по-моему, что-то око-ло трёхсот рублей. Это не столь важно. Продать её тогда большого труда не составляло – вещь-то коллекционная.
Фарфор пользовался в Киеве неизменным вниманием, здесь традиционно много было почитателей красоты и изящества этого хрупкого материала. Чуть ли не в каждом приличном доме в интерьере находилось несколько фарфоровых предметов. Естественно, что дорогие коллекционные вещи не всем были по карману, но тем не менее, в 70-е - 80-е я знал в городе с десяток азартных покупателей, и большую их часть составляли дамы - личности весьма и весьма незаурядные. В их коллекциях встречались редкие и очень дорогие изделия - огром-ные императорские и севрские вазы, внушительных размеров скульптуры Розенталь (фарфо-ровая фабрика Розенталя, осн. в 1879), пласты и многое другое, но собрание Попова выгодно отличалось разноплановостью и в то же время очень удачной подборкой.
Что же касается живописной коллекции Демьяна Владимировича, то она не имела ка-кого-то определённого направления. Доктор отдавал предпочтение классике, проверенной временем, - Айвазовский, Боголюбов, Максимов (картина воспроизведена в книге Романова Г.Б. «Товарищество передвижных выставок 1871-1923. Энциклопедия», Санкт-Петербург, 2003, стр. 20, №2-76), Светославский, Крыжицкий, Мурашко, Сомов да ещё примерно столь-ко же картин старых европейских мастеров. Со всех сторон их окружали работы современ-ников Попова. Человек общительный и коммуникабельный, он давно вошёл в среду киевских художников. Демьян Владимирович умел создать вокруг себя особую атмосферу, в которой комфортно чувствовали себя и художники, и ценители искусств. Некоторые из его новых знакомых со временем становились пациентами, а затем и друзьями. Имена их хорошо из-вестны киевлянам: Светлицкий и Кавалеридзе, Глущенко и Шишко, Зарецкий и Зноба, Мели-хов и Пузырьков. Они дарили доктору в знак благодарности свои картины, которые сразу же находили себе место на стенах его квартиры.
Безусловно, ценная, но не такая уж и большая коллекция Попова примечательна ещё и тем, что гармонично увязывалась с образом самого владельца, отображала его пристрастия и к тому же идеально вписалась в уютный интерьер его дома…
Опубликовано по: А.В. Брей «Нескучное собирательство». - К.: ArtHuss, 2017. – С. 71-78.
Демьян Владимирович Попов. Штрихи к портрету… А.В. Брей, О.В. Попова (Киев, Украина)
Профессиональный и жизненный путь доктора-гомеопата Д.В. Попова досконально освещён в книгах и воспоминаниях членов семейства потомственных врачей-гомеопатов, в книгах и статьях со-временников, пациентов и друзей. Менее известной является другая сторона жизни легендарного врача – он был ценителем всего прекрасного - музыки, театра…, известным коллекционером предметов искус-ства. В данной публикации представлен отрывок из отлично изданной и иллюстрированной книги А.В. Брея, посвящённый коллекционеру Д.В. Попову.
Дем’ян Володимирович Попов. Штрихи до портрету. О.В. Брей, О.В. Попова (Київ, Україна)
Професiйний та життєвий шлях доктора-гомеопата Д.В. Попова ретельно висвiтлений у кни-гах та спогадах членiв родини спадкових лiкарiв-гомеопатiв, у книгах та статтях сучасникiв, пацiєнтiв i друзiв. Менш вiдомим є iнший бiк життя легендарного лiкаря – вiн був поцiновувачем всього прекрасно-го – музики, театру…, вiдомим колекцiонером витворiв мистецтва. У цiй публiкацiї наданий уривок з чудово виданої та iлюстрованої книги О.В. Брея, що присв’ячений Д.В. Попову.
Информация об авторе.
Александр Викторович Брей - искусствовед, эксперт, коллекционер, меценат. Основатель первого в Украине аукционного дома (Адрес сайта: brey.com.ua). Вдохновитель и создатель «Арт-клуба Александра Брея». Не только в Украине он известен как коллекционер, авторитетный искусствовед в области русской и украин-ской живописи, автор и издатель книг по искусству. Вступление написала директор киевской гомеопатиче-ской аптеки от Поповых Ольга Владимировна Попова, участница многих профессиональных мероприятий гомеопатов, также имеющая отношение к искусству и музыке. E-mail: popovaolga2558@gmail.com
|
|||||||
Медицинский портал о гомеопатии и гомеопатах, в Одессе и мире. Прочтете все про лечение гомеопатией! Найдете центр гомеопатии. Гомеопатия аптека и гомеопатия форум. Гомеопатия в Украине
|