Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
A mysterious paragraph of “Organon”: reflection of the philosopher at the sunset. V. Ya. Kisil (Odessa, Ukraine) The paper analyzes the ninth paragraph of Hahnemann's “Organon”. The dominant meaning of the paragraph is emphasized: “the highest purpose of our existence”. The consequences of the acknowledgment of its supremacy are shown: the essence of the human existence is gained in the process of homeopathic treatment automatically, without a priori determination of it; a homoeopath fulfills the role of the deputy of the “philosophical god” on the Earth; the patient is a subject who realizes the essence of great homeopathic influence. Ключевые слова: философия, гомеопатия Key words: philosophy, homeopathy Девятый параграф-шедевр «Органона» (6-е изд.) Ганемана гласит: «В здоровом состоянии человека духовная жизненная сила (самоуправляемая), этот двигатель, одушевляющий материальное тело (организм), управляет им с неограниченной властью и сохраняет чудную, гармоничную в отношении как ощущений, так и отправлений жизнедеятельность таким образом, что наш вечный, наделенный рассудком дух может свободно распоряжаться этим живым, здоровым инструментом для высших целей нашего существования» [1, 52].
Гомеопаты, читавшие «Органон», заметили, что написан этот труд лаконичным языком, где каждое слово отчеканено и, следовательно, должно цениться «на вес золота». Ключевая мысль упомянутого параграфа – «высшая цель нашего существования». Здоровье, болезнь – явления второстепенные. Именно «высшая цель нашего существования» значима. Ганеман провозглашает эту мысль безапелляционно, как человек, которому ведом этот высший смысл. И, на первый взгляд, может казаться, что это так, без всяких оговорок, ибо без понимания его ни здоровье, ни лечение заболеваний не имеют смысла. Известно, что основатель гомеопатии никогда не подвергал сомнению необходимость помощи страждущему человечеству. Так для чего же чинить «заглохшую машину» (в данном переводе параграфа использовано слово «инструмент», но можно перевести соответствующее слово оригинала и как «машина»), если неизвестно, куда и зачем ехать?
Кто из простых смертных, почивших и ныне здравствующих, изведал этот высший смысл своего существования? Ещё древние восклицали: «Quo vadis?» (Камо грядеши?) Начиная с «осевого времени», философы на протяжении 2500 лет европейской истории денно и нощно усиленно вопрошают таинственно молчащее бытие. Во имя достижения этой цели они даже жертвуют жизнями (Сократ, Сенека, Бруно и иже с ними). А Диоген и днём ходил с фонарём, в надежде найти человека, которому было бы ведомо его высшее предназначение. Все усилия обрести насущное знание вдруг иссякли в ситуации постмодерна: философы дружно признали, что на знание о том, кто мы есть, наложено вечное табу.
Так неужели Ганеман был таким простодушным человеком, который наивно полагал, что поймал «чёрного кота в тёмной комнате», т.е. обрёл знание высшего смысла существования? Мы должны понять, что, прежде всего он всё-таки был врачом, а не философом, хотя и олицетворял собой древний идеал «врача-философа, подобного богу».
Доктор, чтобы поступать нравственно, может, как следует из параграфа, лечить только того, чья жизнь направлена на реализацию «высшей цели нашего существования». Но где критерий? Как определить, кто оправдывает своё бытие, а кто нет? Ганеман не уповал на свершение великого философского прозрения, а поступил мудро, как Будда: уклонился от метафизических размышлений, и подошёл к решению этой проблемы чисто практически. По Ганеману, человеческий организм – это «чёрный ящик» (термин современной кибернетики, хотя эту идею предвосхитил Ганеман): мы знаем, что на входе и что на выходе, а что происходит внутри, одному Богу известно. Поэтому рассуждать о том, какое действие производит в человеческом организме гомеопатическое лекарство, пустое дело. Позже, в 1872 г., Э. Дюбуа-Реймон скажет о такого рода проблемах: «Ignoramus et ignorabimus) (не знаем и не узнаем). Мы только знаем, говорил Ганеман, что если гомеопатическое лекарство подобрано верно, то оно своей природной силой устранит возникшее нарушение в организме человека. А это возможно тогда, когда две жизненные силы, родственные друг другу, придут во взаимодействие. Эти две силы, т. е. «жизненная сила» человека и «динамическая сила» лекарства, рассматривают как равноправные. Но требуется ещё сила, сталкивающая вышеупомянутые две: разум человека как голографическая «часть» космического разума, выражаясь современным языком. Таким образом, возникает «Божественная Троица»: сила лекарства, жизненная сила человека, человеческий разум. Это и есть великая структура бытия, которая определяет высший смысл всего и вся.
«Отец гомеопатии» прекрасно понимал сущность гомеопатического лекарства: она заключает в себе «динамическую силу» бытия. Спросите сегодня любого учёного, занимающегося квантовой физикой, и он скажет: «Каждый квант материи наделён сознанием». «Динамическая сила» гомеопатического средства затрагивает самоё жизненную силу человека, отклонившуюся от истинного пути, и направляет её по «стопам праведным». Конечно, её адекватное применение предусмотрено свыше, оно не может свершаться слепым образом, поэтому требуется посредническая роль гомеопата, наделённого разумом, – такого, который знает «что есть на входе и что получим на выходе». Таким образом, человек, у которого нарушено течение «жизненной силы», под воздействием силы лекарства обретает высший смысл своего бытия в процессе этого взаимодействия. Ганеман мог бы сказать: «Высший смысл нашего существования непреложно существует, но мы не знаем, в чём он состоит. Если же человек отклонится от него (а об этом свидетельствует болезнь), то с помощью гомеопатического лекарства мы можем вернуть пациента «на круги своя». Вот так, на наш взгляд, следует понимать представление Ганемана о «высшей цели нашего существования». Ганеман не выразил мысль столь прямо по той причине, что не пожелал разделить печальную участь всех еретиков.
«А как быть тогда со спасительной миссией религии?», – спросит вдумчивый читатель. Мы помним старое как мир размышление, уводящее нас в «дурную бесконечность» (термин Гегеля): «Кто создал мир? – «Бог». – «А кто же тогда создал Бога?» – «Бог». Возьмём на себя смелость ответить за Ганемана, жившего в эпоху торжества деизма, и исповедовавшего его идеи: «Бога земных религий создало человеческое воображение». А вот Демиурга (термин греческой философии, означающий «творец») никто не создавал (Ганеман величал его «небесным архитектором»). И таким Демиургом является подчиняющаяся высшему разуму природная «динамическая сила», которая есть и в человеке, и в лекарстве. Следовательно, обрести небесную гармонию (абсолютное здоровье) можно только на пути доверия к этой «динамической силе», а не в молитве «земному Богу». Один из известных современных гомеопатов привёл следующий показательный случай. Человек много лет предавался религиозной медитации, тем не менее, страдал от жесточайшего невроза. Удивительно то, что даже такой фанатично преданный богу человек не мог обрести истинный путь. И только гомеопатическое лекарство позволило решить проблему.
В признании за гомеопатическим лекарством «высшей силы», родственной «жизненной силе» человека, кроется и психотерапевтический аспект лечения у гомеопата, основанный на убеждении пациента в том, что гомеопатическое средство – «божественная сила», а не простая смесь каких-то мёртвых элементов. Правда, это свойство лекарства исходит от «философского бога», который представляет собой неперсонифицированную силу, имманентную миру, и не является высшим трансцендентным существом. Напомним, что впервые идея «философского бога» была предложена греческим философом Ксенофаном в V в. до н. э. Фигура гомеопата, таким образом, становится выше фигуры священника: гомеопат наделён знанием законов природы, продиктованным «философским богом», а священник только «рукоположен», т. е. власть ему вручена другим священником (не будем входить в богословские споры).
Прибегать к гомеопатической коррекции своего состояния могут и атеисты, и верующие. При этом, очень желательно, чтобы атеист проникся мыслью, что всё в мире не случайно, а имеет высший смысл. Верующий же, в свою очередь, должен освободиться от догматической зашоренности. Что греха таить, ряд православных священников, совершенно не разбираясь в сущности гомеопатии, тем не менее, отговаривают прихожан лечиться у гомеопата, демонстрируя «милосердие наизнанку».
Вот такие, далеко не исчерпывающие данную тему «философические» выводы следуют из девятого параграфа «Органона». Почему «размышления на закате дня»? Да потому, что живём мы во времена, когда большая часть людей утратила непосредственное чувство бытия, доверие к нему, и попала в плен идолопоклонства. И нам становится всё труднее и труднее понимать мысли Ганемана.
1. Ганеман С. Органон врачебного искусства / Под ред. А. В. Высочанского. – М.: Атлас, 1992.
Загадочный параграф «Органона»: Размышление философа на закате дня. В. Я. Кисиль (Одесса, Украина)
В статье проанализирован девятый параграф «Органона» Ганемана. Выделен ключевой смысл параграфа: «высшая цель нашего существования». Показаны следствия, вытекающие из признания его верховенства: смысл человеческого бытия обретается в процессе гомеопатического лечения автоматически, без всякого априорного определения его; гомеопат исполняет роль наместника «философского бога» на земле; пациент является субъектом, осознающим суть великого гомеопатического действа.
Загадковий параграф „Органону”: Міркування філософа на заході дня. В.Я. Кисіль (Одеса, Україна)
У статті проаналізований дев’ятий параграф „Органну” Ганемана. Виділений ключовий зміст параграфу: „найвища мета нашого існування”. Показані наслідки такого визнання його верховенства: сенс людського буття знаходиться у процесі гомеопатичного лікування автоматично, не потребуючи ніякого його апріорного визначення; гомеопат виконує роль намісника „філософського бога” на Землі; пацієнт є суб’єктом, що усвідомлює суть великого гомеопатичного дійства.
Информация об авторе.
Василий Яковлевич Кисиль – философ, доцент. Родился в 1949 г. Член Научно-медицинского гомеопатического общества Одесской области с 2001 г. Участник ряда гомеопатических семинаров и конференций, автор книг и статей по философии и медицине. E-mail: vkysil@ukr.net
|
|||||||
Медицинский портал о гомеопатии и гомеопатах, в Одессе и мире. Прочтете все про лечение гомеопатией! Найдете центр гомеопатии. Гомеопатия аптека и гомеопатия форум. Гомеопатия в Украине
|