Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
Epistemological roots and stages of development of the diagnostic method in homeopathic medicine (essay). G.D. Balykova (Odessa, Ukraine) The paper reviews development of the diagnostic method in homeopathy, draws a parallel between developments of epistemology as a science, outlines major gnociological techniques used in diagnostics and provides a few comparisons with development of the diagnostic method in the traditional medicine. A special emphasis is made on the fact that homeopathy was developed by its founder S. Hahnemann as an integral scientific system. The paper also compares some methods of homeopathic and allopathic treatment in modern medicine.
К вопросу о путях познания истины: «ИСТИНА – утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом» Словарь Ожегова «ИСТИНА – универсалия культуры субъектобъектного ряда, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и, со сферой процессуального мышления – с другой» Философский словарь «Голос отвечавшего, казалось, колол Пилату в висок, был невыразимо мучителен, и этот голос говорил: - Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины. Сказал так, чтобы было понятнее. - Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления? Что такое истина?... … - Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палочом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои скоро кончатся , голова пройдет…. …- Сознайся, - тихо по-гречески спросил Пилат, - ты великий врач? - Нет, прокуратор, я не врач, - ответил арестант… М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита» Ключевые слова: гомеопатия, аллопатия, философия медицины, эпистемология, индукция, дедукция, методология, диагноз, Ганеман Key words: homeopathy, allopathy, philosophy of medicine, epistemology, induction, methodology, diagnosis, Hahnemann Диагноз является заключением о сущности заболевания и состоянии больного, и служит основой для выбора оптимальной схемы лечения, ведения и реабилитации пациента, а также прогноза для жизни и выздоровления. Конечно, при условии его полноты и правильности. По мнению Саркисова, «Диагноз должен отражать ту или иную нозологическую единицу, её этиологию, динамику развития во времени (патогенез), осложнения, возникшие по ходу болезни или в процессе её лечения и, наконец, обнаруженные, кроме основной, и другие болезни, обозначаемые как сопутствующие. Другими словами, диагноз в идеале должен быть нозологическим, этиологическим, патогенетическим и «историческим», т.е. отражать причину болезни в виде последовательной причинно-обусловленной смены её различных этапов». Этапы развития метода диагноза в гомеопатии соответствовали этапам развития самой науки о знании, с использованием универсальных для постижения любого знания приёмов логики.
Стюарт Клоуз, в сборнике лекций и эссе по гомеопатии, под названием «Гений гомеопатии», касаясь вопроса о происхождении знания, писал: «Мы понимаем феномены не по какимто видимым свойствам самих феноменов, а посредством интуитивного восприятия или непосредственного знания, которые дают нам возможность применить фундаментальный закон природы. Такие законы, как связь причины и следствия, единства и борьбы противоположностей, постоянства материи и силы, интуитивно признаются единственно возможным основанием происходящих событий. Законы природы вообще выводятся из опыта и наблюдений, с учётом неизбежного развития событий или череды феноменов, в зависимости от наличествующих условий, предопределенность же изменений лежит вне сферы физической науки, в области метафизики».
Данные утверждения легче понять, совершив краткий экскурс в историю развития философии, особенно её отрасли, называемой эпистемологией.
Эпистемология - это учение о знании, о том, что есть знание, что мы можем знать, и как мы познаём мир. Эпистемология стала представлять особый интерес для философов после того, как в 17-м веке к ней привлек их внимание Рене Декарт. Он предложил дуалистическую философию - способ рассмотрения реальности, при котором выделяют физическую, материальную реальность, вне нашего ума, и духовную, живую реальность в нашем сознании. Декарт попробовал определить, что человек может знать точно, не полагаясь при этом на традицию, внешний авторитет или, даже, на собственные чувства, которые могут вводить в заблуждение. Он говорил, что, даже если мы можем не верить всему тому, что читаем, а также сомневаться в правильности информации, которую дают нам наши чувства, мы не можем сомневаться в своём разуме. Но, для этого, его необходимо очистить от всех недостатков мышления, и отрешиться от внешнего мира. Разум, по мнению Декарта, сам подскажет нам, что достоверно, а что нет. Решение Декартом эпистемологической проблемы, - что мы можем знать, - получило название «рационализм». Кратко, рационализм - это учение о том, что разум может познавать истину даже без опоры на чувственное восприятие.
Пока Декарт во Франции развивал свой рационализм, в Англии созрело совершенно противоположное решение той же проблемы. Альтернатива получила название «эмпиризм». Это учение о том, что знание об объекте можно получить только при помощи органов чувств, то есть через подлинный опыт. Эмпиризм стал основой того, что мы сегодня называем научным методом: изучение вещей путём опытов и экспериментов.
В 17-м веке эмпирики Фрэнсис Бэкон и Джон Локк отказались от метафизических принципов в познании, и создали новую картину мира, основанную на механических законах. Изучая вещи на основе опыта, они были уверены, что смогут понять их устройство и управляющие ими принципы. До некоторой степени они были правы, и наука до сих пор использует положения эмпиризма. Но, тем не менее, этот подход не может дать нам полного знания о реальности, и не является последним словом в философии и науке.
Таким образом, рационализм и эмпиризм предоставили различные решения эпистемологической проблемы. Но как бы различны они ни были, оба течения полагались на один и тот же инструмент, который веками использовали философы: логику. И разум, и опыт, и рационализм, и эмпиризм одинаково сильно полагались на логику для того, чтобы перейти от одной идеи к другой. Логика есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление, чтобы была достигнута истина; каким правилам мышление должно подчиняться для того, чтобы была достигнута истина. Инструменты логики - дедукция и индукция.
Дедукция - это процесс вывода необходимо истинных утверждений из некоторых начальных истинных положений, которые называют посылками. Посылка - это допущение, которое лежит в основе вывода. На дедуктивном построении основана геометрия, математика. Дедукция - лучший способ расширить уже существующее знание. Если мы уверены относительно истинности посылок и правильности использования слов естественного языка, то дедукция приводит к достоверным выводам.
Другой важный логический принцип - индукция, это процесс обобщения знания о предмете. Индукция, как и дедукция, ведёт от посылок к заключению. Но, в отличие от дедукции, получаемый индуктивным путём вывод не обязательно истинен, даже если истинны все его посылки. Индуктивный вывод всегда вероятен, а не точен. Однако, индукция может многое из того, что недоступно дедукции. Например, создание гипотез. Гипотезы важны для получения нового знания о вещах. Один из способов познания, который используют учёные и философы, заключён в постоянной проверке гипотез новыми фактами и информацией.
Древнегреческий философ Сократ исследовал идеи с помощью логики, чтобы увидеть, на какие допущения они опираются. Его знаменитый сократический метод состоял в задавании вопросов и выяснении точки зрения оппонента. Постоянно спрашивая, Сократ мог отыскать слабые стороны в идеях других людей. Его метод обучения, состоящий в задавании вопросов, считают самой ранней формой диалектики: рассуждение о предмете, постоянное перемещение между одной точкой зрения и противоположным мнением. Таким образом, можно выяснить, какая идея состоятельнее. Как впоследствии указывал Аристотель, этот метод был первым систематическим использованием логики. Сократ всегда искал противоречия или согласия между суждениями. Таким образом, диалектика - это перемещение между содержанием идеи и тем, что не относится к этому содержанию. Что заставляет нас думать об идее в терминах других понятий, или сравнивать, противопоставлять две или более точки зрения. Главная мысль заключена в том, что предмет можно понять лучше, если знать не только то, чем он является, но также и то, чем он не является.
Диалектика не только помогает понять противоположные идеи, но и может объединить эти идеи в новую точку зрения. Например, рационализм и эмпиризм как методы познания на протяжении веков противоречили друг другу. Рационализм мог достичь того, чего не мог эмпиризм, и наоборот. Рационалисты утверждали, что эмпиризм не может дать нам знание о таких важных для каждого человека вещах, как наличие Бога или души, является ли человек по своей природе хорошим или плохим. Эмпирики, с другой стороны, говорили, что рационализм не имеет чётких свидетельств для своих теорий. Но, если мыслить диалектически, перемещаясь от одной точки зрения к другой, то можно увидеть рационализм и эмпиризм как части некоторой более общей теории.
Именно это сделал немецкий философ Иммануил Кант. Он сумел объединить рационализм и эмпиризм двумя способами. Во-первых, он рассматривал рационалистические идеалы как эмпирические условия работы сознания. Другими словами, он показал, что представления философов о Боге и его существовании (рационалистическая идея) показывают нам, как устроен наш разум (эмпирический факт). Рационализм, следовательно, является эмпирическим фактом сознания. Затем он рассмотрел эмпирические факты и показал, что они являются продуктом нашего сознания.
Примечательно, что научная мысль Ганемана шла по тому же пути, что и развитие эпистемологии как науки, однако, без противостояния и противоречий, которые существовали между разными эпистемологическими школами. Ганеман, опираясь в своих умозаключениях на данные наблюдений, тщательно проверенных опытным путем, одновременно «искренно и благоговейно признает существование Высшего Начала» [1]. «Он (Ганеман) не был материалистом, отрицавшим божественное происхождение и существование духовных субстанций или факторов, считавшим, что духовные феномены и проявления являют собою результат специфической организации вещества. Также С. Ганеман не был и идеалистом, который вместе с епископом Беркли придерживался крайних взглядов о том, что всё существующее есть дух, а всё, что именуют материей, или внешним миром, не что иное, как последовательность идей, впечатанных в разум Богом, иллюзия или «заблуждение» или, ещё более, эдикт самого разума, как учит Фихте» [1].
Заслуживает внимания и следующее замечание Клоуза: «Фундаментальные принципы гомеопатии воплощены в систему понятий, законов и прикладных методик, которые были впервые сформулированы, наименованы и изложены в виде целостной научной системы С. Ганеманом в его работе «Органон рациональной медицины». Т.е. гомеопатия уже была сформирована её основоположником С. Ганеманом как целостная научная система. Ганеман действовал, используя, поначалу, мышление по аналогии, потом методы индуктивной и диалектической логики, на пути к дедуктивному мышлению и применению методов формальной логики на новом уровне. При рассмотрении этапов формирования гомеопатии как целостной научной системы будут понятны этапы становления метода диагноза в гомеопатии, а также осуществления самого процесса диагностики. В целом эти этапы сходны с таковыми в аллопатической медицине, но имеют ряд частых различий, о которых будет сказано позже.
Определение болезни лежит через процесс изучения больного, диагностику. Диагностика включает три основных этапа:
- сбор информации о больном и хранение информации;
- анализ собранной информации;
- синтез полученного материала и установление диагноза.
В работе Ганемана «Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ с некоторыми взглядами на прежние принципы» отражён эмпирический этап развития гомеопатии, когда шло накопление фактов, и некоторое их обобщение, с выводами о действии лекарственных средств, т.е. развивался метод диагноза и лечения по аналогии (для справки: аналогия (греч. analogia - сходство, соответствие) представляет собой сходство, подобие предметов (явлений) в какихлибо свойствах, признаках, отношениях). Умозаключение по аналогии представляет собой движение мысли от общности одних свойств и отношений у сравниваемых предметов (или процессов) к общности других свойств и отношений. Наиболее простым и элементарным является метод диагностирования по сходству. Он заключён в сравнении симптомов, присутствующих у данного больного, с симптомами известных болезней. При сходстве этих симптомов с проявлениями определённой болезни состояние больного считают идентичным ей. Недостоверность этого метода связана с тем, что отсутствие некоторых симптомов затрудняет постановку диагноза по сходству, не гарантирует от отождествления с другими сходными по симптомам заболеваниями, и не доказывает отсутствия других заболеваний.
Это была стадия выявления и описания, в основном, клинико-анатомических особенностей (в рамках лекарственного патогенеза препарата), и работы преимущественно с ними. Причём, в отношении выводов очень часто употребляют слова: «по-видимому, вероятно», т.е. с внушающей уважение честностью истинного учёного Ганеман не делал утвердительных заключений, не проверив свои гипотезы опытным путём.
С точки зрения диагностики это был этап сбора информации о больном, с некоторыми предварительными, очень осторожными попытками анализа полученной информации, и выводами о возможных причинах развития болезней. Но следует отметить, что уже на этом этапе были сделаны важные наблюдения и выводы касательно симптомов «главной болезни», «уклонений» от «главной болезни» и «побочных симптомов», т.е. того, что мы сейчас в клинике характеризуем как основное заболевание, осложнения и сопутствующее заболевание. Так, Ганеман писал: «При описании какой-либо болезни часто кажется, что читаешь собрание притянутых воедино историй болезней, без упоминания имени, места, времени и т.д., без истинного, абстрактного, чистого, обособленного характера болезни, отдельно от случайного (заслуживающего места гденибудь позади). Только новейшие, так называемые носологи пытались дать такие отрывки: их разделение по родам соответствует тому, что я называю своеобразным характером каждой болезни, а их виды соответствуют случайностям» [6].
Этапам становления гомеопатии уделил внимание и В. Берике. Так, в своей книге «Краткое руководство к изучению принципов гомеопатии, разработанных С. Ганеманом и проверенных в течение столетия клинической практики», он писал: «Эмпиризм основан исключительно на опыте и является практикой, не связанной ни с какой теорией или научным выводом или исследованием. Согласно этой практике, назначают то лекарство, которое показало себя эффективным в аналогичном случае. Это авторитарное правило, ведущее к механической рутинной практике, хотя определённые лекарства, обнаруженные эмпирически, способ действия которых не может быть понятно объяснён, тем не менее, постоянно используют в медицине».
Сам принцип «подобное излечивается подобным» возник в результате наблюдений, эмпирически, и «наиболее характерной чертой раннего периода развития гомеопатии являлась её полная свобода от всяких теорий и гипотез, так как она явилась протестом против любой патологической теории, принимаемой в качестве основы терапии».
Однако, далее, Берике справедливо отметил, что «наиболее характерной особенностью становления гомеопатии является строгое соблюдение индуктивного метода исследования, принятого Ганеманом. После проведения тщательных экспериментов все ранее выдвинутые теории были отвергнуты, а результаты и сделанные на основании полученных экспериментальных данных выводы не публиковались в течение нескольких лет, пока все выводы не были проверены в клинической практике и подтверждены временем».
И здесь логично перейти к работе Ганемана «Опытная медицина», которая уже включает в себя более определённые умозаключения о причинах возникновения болезней и выводы о возможных путях их стойкого устранения, т.е. доминирует индуктивное мышление, а также сделаны попытки применить дедуктивный метод: Ганеман выделяет «своеобразные», «миазматические» болезни: «водобоязнь, венерическая болезнь, левантийская чума, жёлтая горячка, оспа, корь и некоторые другие», которые «происходя от всегда одинакового заразного начала, сохраняют всегда одинаковый характер и течение, - если не считать случайных видоизменений вследствие побочных обстоятельств, которые, однако, не изменяют коренного вида их». И, далее: «Раз для такой болезни найдено целительное средство, то оно навсегда и останется таковым, потому что её проявления (представители её внутренней сущности), а также и причины её, остаются, в общем, всегда одинаковыми». Вот и пришло в гомеопатию понятие «патогенного фактора», как одной из ступеней к дифференциальному диагнозу.
Привлекает внимание ещё одно замечание Самуила Ганемана: «В основании лечения должна лежать точная картина болезни, во всех её признаках и, затем, там, где это возможно, исследование предрасполагающих причин её возникновения для того, чтобы, наряду с лекарственным лечением, быть в состоянии удалить и последствия - путём улучшения образа жизни – для предупреждения возможного возврата болезни». Перечисление этих причин занимает целую страницу и, в основном, они касаются различных вредных условий внешней среды, неблагоприятных условий проживания, неправильного образа жизни, питания и т.д. То есть, Ганеман выделил 2 большие группы причин болезней: так называемые немногочисленные «своеобразные» и остальные, которые «разнородны, неисчислимы и настолько различны, что каждый болезненный случай должен быть рассматриваем как индивидуальная болезнь». Это пример использования индуктивной логики для диагностирования (для справки: индуктивное умозаключение - такое умозаключение, в котором мысль развивается от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности, а заключение, вытекающее из посылок, носит преимущественно вероятностный характер). Характерная черта индуктивного метода в диагностике - предположение, гипотеза. С.П. Боткин, подчёркивая гипотетический характер диагноза, писал, что, установив такой диагноз у больного, мы составляем более или менее вероятную гипотезу, которую оправдывает или опровергает дальнейшее течение болезни (или дополнительные методы обследования). Построение диагностической гипотезы на основе симптомов производят путём индуктивного умозаключения, т.е. от знания меньшей степени общности (отдельные симптомы) к знанию большей степени общности (форма заболевания). Проверку гипотезы осуществляют посредством дедуктивного умозаключения: от сделанного обобщения - снова к фактам: к симптомам и результатам обследования, предпринятого для проверки гипотезы. Дедуктивное умозаключение - ведущий метод формальной логики.
Намечается также понятие «конституционального фона», при сочетании которого с фактором и происходят эти «разнородные, неисчислимые и различные заболевания» Это ещё один шаг к дифференцированию причин заболеваний и, соответственно, в дальнейшем, - к формированию дифференцированного, с учётом понимания этиологии, подхода к их лечению.
Ещё одно высказывание в работе «Опытная медицина» даёт повод к размышлению: «Внутренняя сущность каждой болезни и каждого отдельного болезненного случая, поскольку нам её необходимо знать с целью лечения, выражается наличными признаками в том виде, в каком они представляются опытному наблюдателю, во всём своём объёме, в своей индивидуальной силе, сочетании и последовательности». Выделенные Ганеманом «признаки» можно сопоставить с входящими в определение нозологической формы элементами: «объём болезни» соответствует клинико-анатомическим особенностям; «индивидуальная сила её проявления» - стадии заболевания, или патогенезу; «сочетание болезненных проявлений или симптомов и последовательность их появления» - взаимоотношению конституционального фона и патогенного фактора, т.е. этиологии и, опять же, патогенезу; что свидетельствует о продолжении формирования метода дифференциального диагноза в гомеопатии.
Значительный интерес в рамках исследуемой темы представляет и работа Ганемана «Сущность гомеопатического терапевтического искусства». В ней описана последовательность развития патологического процесса в организме, когда при действии патогенной причины происходит сначала «изменение общего самочувствия и психики, из-за чего изменяется поведение человека», затем «вторично нарушаются физиологические процессы, что проявляется появлением различных патологических симптомов (боли, неприятные ощущения и т.п.), и, как конечный результат болезни, происходит патологическое изменение отдельных органов и тканей», т.е. появляется понятие об уровнях поражения организма, и продолжает развиваться понятие патогенеза.
Далее Ганеман возвратился к вопросу, поднятому в «Опыте нового принципа…» о трёх видах воздействия лекарственных средств на организм, доказывая, что «гомеопатический способ применения лекарственных средств» «является и останется самым совершенным, единственно верным и лучшим терапевтическим методом».
Особенно ценно в плане развития метода диагноза то, что, в данной работе, Ганеман уже достаточно чётко выделил понятие взаимоотношений фона («почвы») и фактора в этиологии болезненных состояний человеческого организма «На организм человека постоянно воздействуют различные патогенные факторы, но они не в состоянии нарушить нормальную жизнедеятельность организма, вызвав тем самым болезнь. Жизненное начало организма успешно противодействует большинству этих факторов, и человек остаётся здоровым. Лишь в том случае, когда эти внешние патогенные факторы преодолевают защитные силы организма, человек заболевает, но заболевание становится хроническим только тогда, когда для этого имеется соответствующая почва», и, далее, «для появления болезни необходимо совпадение определённых внешних патогенных факторов и наличие определённого состояния организма, и, следовательно, человек может заболеть только в том случае, если помимо действия внешнего патогенного фактора имеется ещё определённая предрасположенность к возникновению данного заболевания со стороны организма». Т.е. если вспомнить этапы диагностирования, то это уже не сбор и анализ полученной информации, - это уже первые ступени к синтезу, и начало дифференциального диагноза (по этиологии). И ещё один важнейший принцип, постулированный в этой работе, который нельзя обойти вниманием в контексте метода диагноза: при правильном лечении «симптомы исчезают в порядке, обратном их появлению в процессе развития хронической болезни». Этот, полученный дедуктивным путём, принцип, имеет также и дедуктивное применение, когда правильность поставленного гомеопатического диагноза (терапевтической и клинической его части - в современном понимании) мы проверяем в процессе лечения. Это также развивает понятие патогенеза болезненного состояния, т.е. стадий развития заболевания, в частности, и патологического процесса в организме в целом.
В. Берике отвёл ведущую роль в развитии гомеопатии публикации работы Ганемана «Хронические заболевания», и писал, что «публикация этой книги, дополнявшей «Органон», ознаменовала наивысшее достижение медицинской философии». Теория миазмов, как причины хронических заболеваний, открытая и сформулированная Ганеманом, позволяет объяснить всё многообразие болезненных страданий человечества сочетанием 4 миазмов, а дальнейшие работы его последователей на эту тему позволили сформулировать современные понятия миазматической отягощенности, миазматической интоксикации и миазма, как стадии патологического процесса. Сочетание этих понятий позволяет описать любые существующие сегодня нозологические формы и синдромы, спрогнозировать ход лечения, составить прогноз для жизни и здоровья пациента.
Родившись из наблюдений и опыта, оформившись в достаточно стройную систему путём анализа и синтеза (т.е. индуктивным путём, с применением диалектической логики), эта теория неоднократно доказала свою состоятельность, путём проверки в практической деятельности врачагомеопата.
Выше сказано, что уже в работах Ганемана возникло указание на то, что в настоящее время в гомеопатии определяют как фон, фактор и преобладание одного из них; эти понятия используют в гомеопатии для проведения дифференциального диагноза. Интересно, что Клоуз, в одной из своих лекций, привёл подтверждение такого разделения причин, взятое из справочника по логике: «искать причину можно одним из четырёх методов: «1) метод соглашения, при котором постоянно присутствующий фактор признают возможной причиной», т.е. наличие конституционального фона, который преобладает; «2) методом исключения, т.е., если событие происходит при наличии условия, и не происходит при отсутствии условия, то считается, что это условие является причиной события»; т.е. воздействие патогенного фактора, который преобладает над фоном; «3) методом сопуствующих вариаций, т.е. одновременно, похожим образом, варьируют как сами условия, так и событие, причём, между ними есть причинная связь»; т.е., постоянно действующий фактор на фоне конституции со слабостью, тропной к действию этого фактора системы. Например, постоянная тубинтоксикация на фоне конституциональной слабости дыхательной системы; «4) метод остатка или остаточных вариаций, когда, после исключения установленной причины, части феномена, оставшаяся его часть зависит от некоторых других неустановленных причин или известных причин», т.е. фон и фактор примерно равны по силе, с незначительным преобладанием одного из них.
Стюарт Клоуз, несомненно, один из выдающихся последователей Ганемана, в своих лекциях и эссе по гомеопатии, объединённых в сборник «Гений гомеопатии», кратко, но по существу, и в исчерпывающем для своего времени объёме, дал понятие о формировании гомеопатии как научной системы в историческом и эпистемологическом аспекте, коснулся идеологии, на которой базируется гомеопатия, возможностей гомеопатии и границ её применения, взаимоотношений гомеопатической и аллопатической медицины. Наибольший практический интерес представляют главы, начиная с восьмой («Общая гомеопатическая патология» и далее), где обобщены данные гомеопатической науки с точки зрения возможности унифицированного их применения для выбора лекарства при постановке диагноза по аналогии, методах индуктивного и дифференциального диагноза.
Поскольку диагноз - это и цель, и процесс, и «рабочий инструмент» врача, остановимся на этом подробнее.
Дифференциальный диагноз - это всегда сочетание нескольких логических приёмов.
Сначала мы предполагаем наличие у больного того или иного патологического состояния, сравнивая симптомы, имеющиеся у пациента, с известными нам симптомами патологических состояний - работа по аналогии. Потом, на основе анализа и обобщения этих симптомов, строим гипотезу о причинах и характере этого патологического состояния (этап индукции, применяем законы индуктивной и диалектической логики). Однако, определив, что в итоге проведенного сбора симптомов и объективных признаков мы можем предположить у пациента несколько патологических состояний, мы целенаправленно ищем признаки (субъективные или объективные, обязательно максимально достоверные) для выделения из нескольких патологических состояний одного, - этап дедукции; тут вступают в силу законы формальной логики, и продолжают работать законы диалектической логики.
Метод дифференциального диагноза в аллопатической медицине применяют в сложных случаях диагностики, при тех заболеваниях, которые имеют много сходных, одинаковых признаков, и, в то же время, на стадии определения клинического диагноза отсутствуют высокоспецифические или патогномоничные симптомы, конкретно указывающие на определённое заболевание. Метод дифференциального диагноза построен на поиске различий между симптомами у данного, конкретного больного, и всеми возможными заболеваниями, имеющими схожую клиническую картину.
В настоящее время, в аллопатической медицине, этап дифференциального диагноза значительно облегчён высоким уровнем развития лабораторных и инструментальных методов диагностики, результаты которых достоверны, и могут служить достаточными посылками для получения дедуктивных умозаключений.
В гомеопатии, в связи с первостепенной значимостью субъективных симптомов, этапы дедукции и индукции переплетены более тесно. Анализ совокупности симптомов производят индуктивным методом (при работе с целенаправленным опросом пациента), а проверку правильности проводят методом дедукции. Другими словами, реперторизация является дедуктивным этапом работы врача, при условии правильной оценки совокупности симптомов и правильного отбора симптомов для реперторизации. То есть, на основе предположения о характере имеющегося у больного патологического состояния, мы выбираем необходимую совокупность симптомов, которые, если они верны, в чётком соответствии с дедуктивной логикой приведут к правильному результату. Понятно, что если посылки неверны, на этапе реперторизации мы не получим правильного результата, и будем вынуждены заново проделать ту же работу, используя методы диалектической логики; т.е. рассмотреть заново несколько возможных вариаций (причин возникновения заболевания, соотношения фона и фактора, оценки симптомов и т.д.). Ещё одной особенностью диагностирования в гомеопатии является то, что, после получения терапевтического диагноза, этап дедукции продолжается, так как по результатам реперторизации, при использовании индуктивного метода диагностики, мы можем удостовериться в правильности нашей работы, и сделать окончательное умозаключение о стадии патологического процесса, на которой пребывает пациент, о конституциональном фоне, т.е. удостовериться в правильности постановки терапевтического диагноза, и поставить конституциональный и клинический диагнозы. Но и это ещё не всё. Полученные таким дедуктивным способом выводы подвергаются в дальнейшем проверке, в ходе «отслеживания» действия препарата, т.е. работой с использованием приёмов и диалектической логики.
Итак, построение диагностической гипотезы на основании симптомов производят путём индуктивного умозаключения, - от знания меньшей степени общности (отдельные симптомы) к знанию большей степени общности (форма заболевания). Проверку гипотезы осуществляют посредством дедуктивного умозаключения, т.е. от сделанного обобщения снова к фактам - к симптомам и результатам обследования, предпринятого для проверки гипотезы. Дедуктивное умозаключение - ведущий метод формальной логики. Суть метода заключена в нахождении известного в неизвестном. По признакам определённого класса болезней, известных врачу, устанавливают конкретное заболевание у данного больного. Формирование диагноза связано с построением сложной цепи условно-разделительных умозаключений. Преимущество данного метода перед остальными состоит в наибольшей достоверности. Метод дедукции позволяет обнаружить ранее не замеченные симптомы, предвидеть появление новых симптомов в ходе болезни, а также само её развитие, т.е. определять прогноз болезни. Таким образом, в процессе диагностики, индуктивный и дедуктивный методы необходимо дополняют друг друга.
Основные методологические принципы формальной логики таковы: тождество, непротиворечия, исключённого третьего и достаточного основания. Эти принципы выражают наиболее общие требования, которым должны удовлетворять наши рассуждения и логические операции с мыслями, если мы ставим цель достигнуть истины рациональными методами.
В заключение данной работы хотим, подобно Клоузу, провести ряд сопоставлений аллопатической медицины с гомеопатической на современном этапе, с учётом того, что для каждого метода медицины существуют оптимальные показания, и ограничения в применении.
Метод диагноза в аллопатии и гомеопатии медицине имеет общие эпистемологические корни, с базой из фундаментальных биологических и медицинских наук; но сам диагноз и пути его построения разнятся в гомеопатическом и аллопатическом разделах медицины. Это зависит от: а) лечебных возможностей метода; б) понятия этиологии в рамках метода; в) понятия патогенеза в рамках метода.
Аллопатия в установлении диагноза ведущую роль отводит объективным симптомам, полученным физикальными методами обследования, и, значительно меньшую роль, - субъективным симптомам. Объективные симптомы возникают у пациента, в основном, на второй и третьей стадиях развития заболевания; они подтверждают аллопатический диагноз и являются предметом, на который направлены усилия врачей в лечении (удаление поражённых органов или частей органов, новообразований, протезирование - область хирургии; медикаментозная компенсация функций нарушенных органов и систем - область терапии). С позиции гомеопатии это - уже лечение осложнений, «конечных продуктов болезни». С этим связан паллиативный характер такой помощи - когда имеются структурные изменения в органах, то врач, в лучшем случае, может помочь организму пациента достичь состояния компенсации на новом уровне, и «притормозить» дальнейший прогресс патологического процесса (развитие осложнений, потенциально опасных для жизни пациента). Лечение, в большинстве случаев, направлено на различные звенья патогенеза заболевания. Этиотропная терапия в аллопатической медицине связана, в основном, с лечением бактериальных инфекций антибактериальными средствами (АБ), инвазий паразитами - антипаразитарными препаратами, и т.д. Например, при гнойном менингите: АБ - средство этиологической, мочегонные препараты (их назначение - снизить опасный рост давления спинномозговой жидкости) - патогенетической, а обезболивающие средства (снижают головную боль и боли в мышцах, не влияя на существо болезни) - симптоматической терапии. Однако, такое этиотропное лечение успешно лишь тогда, когда доминирует патогенный фактор, т.е. заболевание обусловлено, в основном, свойствами попавшего в организм возбудителя. Если же конституциональный фон преобладает, то такое лечение, направленное на эрадикацию возбудителя, либо даёт временный эффект, либо не даст эффекта. С этим связаны множественные случаи длительного лечения так называемых хронических бронхитов, синуситов, пиелонефритов и др. Как следствие, огромную группу заболеваний, где конституциональный фон преобладает над внешним патогенным фактором, в лучшем случае лечат паллиативно, в основном же подавляют вторичные компенсаторные симптомы; и пациент бесконечно переходит от одного узкого специалиста к другому, в то время как в целом патологический процесс в организме прогрессирует.
Патогенез в аллопатии - это механизмы возникновения и развития болезни и отдельных её проявлений на различных уровнях организма - от молекулярных нарушений до изменений в органах и системах, а также последовательность в развитии какоголибо патологического процесса. Именно на звенья патогенеза в основном, более или менее успешно, воздействует современная медикаментозная терапия. Эти звенья выделены и описаны при многих нозологических формах, исследованы на организменном, системном, органном, клеточном и других уровнях. Несмотря на это, медикаментозная терапия не всегда успешна. Интересны последние исследования в области механизмов развития толерантности к лекарственным средствам, в частности, к нитратам. Процентное соотношение пациентов с полной утратой эффекта, ухудшением лечебного эффекта (частичным привыканием), сохранением эффекта препарата, наводит на мысль о роли генетических механизмов в развитии толерантности. В других исследованиях по генетически детерминированному параметру метаболизма препаратов уже выделены так называемые «быстрые» и «медленные» «метаболизеры». То есть, вновь насущно всплывает необходимость учёта конституциональных особенностей.
Теперь рассмотрим, в том же контексте, гомеопатию как раздел медицины. Лечебные возможности метода шире, так как в гомеопатии при постановке диагноза используют преимущественно субъективные симптомы, т.е. гомеопаты успешно лечат пациента на любой стадии заболевания. Благодаря формированию Ганеманом теории хронических заболеваний и дальнейшему её развитию его последователями, этиологический круг возможных вариантов патологических состояний значительно сузился. Принятие концепции миазмов (Psora, Pseudopsora, Sycosis и Luesinum), и дальнейшее её совершенствование в виде выделения миазматической отягощённости, миазматической интоксикации и стадии патологического процесса (туберкулинум, сикоз, люэс), позволило описать этиологию любого патологического состояния с точки зрения этой концепции, в виде комбинации вышеперечисленных понятий. Причём, можно объяснить этиологию тех многочисленных заболеваний и синдромов, причины которых, с точки зрения аллопатической медицины, не ясны (например, аутоиммунные и аллергические заболевания, определённая часть сердечно-сосудистой патологии, и многое другое - т.е. болезни, у которых хорошо известны патогенез, механизмы развития на клеточном и биохимическом уровне, но не причина). Кроме того, гомеопатия не только учитывает наличие конституционального фона пациента, но и обладает возможностью использовать это в лечении. То есть стремление корифеев медицины - ставить не только диагноз болезни, но и «диагноз больного», лечить не болезнь, а больного, - гомеопатия успешно осуществляет.
Патогенез в гомеопатической медицине - это, прежде всего, патогенез лекарственного средства, совокупность симптомов которого отражает имеющееся у пациента патологическое состояние, развившееся на определённом конституциональном фоне, в течение определённой стадии развития этого патологического состояния, и патологического процесса в организме в целом. Это уникальное понятие, которое одновременно служит и диагнозом, и методом лечения, и прогнозом развития патологического состояния.
1. Клоуз С.М. Гений гомеопатии, «Гомеопатическая медицина». - Смоленск, 2005.
2. Ганеман С. Хронические заболевания. - Смоленск, 2003.
3. Берике В. Краткое руководство к изучению принципов гомеопатии, разработанных С. Ганеманом и проверенных в течение столетия клинической практики. - Смоленск: Гомеопатическая медицина, 2007.
4. Мадьяр И. Дифференциальная диагностика заболеваний внутренних органов /в 2 т./. - Будапешт, 1987.
5. Василенко В.Х., Алексеев Г.И., Жмуркин В.П. и др. Диагностика // БМЭ. - 3-е изд. - 1977.
6. Наука гомеопатия / Сб. статей/ Сост. В.М. Захаренков. - Смоленск, 2006
7. Захаренков В.М. Стандарты диагностики и лечения в гомеопатической практике. - Симферополь, 2007 г.
8. Захаренков В.М. Метод гомеопатии и терапевтические методики. - Смоленск, 2008.
9. Стивенсон Дж. Философия. – М., 2007.
10. Радченко О.М. Взаємодія організму та ліків: системна протидія // Рацион. фармакотерапия. - №3(12). - 2009.
11. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. - М., Медицина, 1997.
12. Сборник 1 /Сб. статей … из серии «Малые труды»/ Под ред. М.Ю. Ляховича. – М., 2004.
Эпистемологические корни и этапы развития метода диагноза в гомеопатической медицине (эссе). Г.Д. Балыкова (Одесса, Украина)
В работе приведен обзор развития метода диагноза в гомеопатической медицине, проведены параллели с развитием эпистемологии как науки в целом, выделены основные гносеологические приемы, используемые для построения диагноза, проведены некоторые сравнения с развитием метода диагноза в аллопатической медицине. Сделан акцент на то, что гомеопатия была сформирована её основоположником, С. Ганеманом, как целостная научная система. Также приведены некоторые сопоставления гомеопатического и аллопатического методов лечения на современном этапе развития медицины.
Епістемологічні корені та етапи розвитку методу діагнозу в гомеопатичній медицині (есе). Г.Д. Баликова (Одеса, Україна)
У роботі наведений огляд розвитку методу діагнозу у гомеопатичній медицині, проведені паралелі з розвитком епістемології як науки у цілому, виділені основні гносеологічні засоби, що застосовують для укладання діагнозу, проведені деякі порівняння з розвитком методу діагнозу в алопатичній медицині. Особливий наголос зроблений на те, що гомеопатія була сформована її засновником, С. Ганеманом, як цілісна наукова система. Також наведені деякі співставлення гомеопатичного і алопатичного методів лікування на сучасному етапі розвитку медицини.
Информация об авторе.
Галина Дмитриевна Балыкова - квалифицированный врачгастроэнтеролог, прошедшая обучение основам гомеопатии, и продолжающая обучение гомеопатии в настоящее время. Неоднократно выступала с докладами и переводами иностранных гомеопатов на заседаниях регионального гомеопатического общества. Принимала участие во многих семинарах, конференциях, чтениях, съездах и мастерклассах для гомеопатов. E-mail: galbal@mail.ru
|
|||||||
Медицинский портал о гомеопатии и гомеопатах, в Одессе и мире. Прочтете все про лечение гомеопатией! Найдете центр гомеопатии. Гомеопатия аптека и гомеопатия форум. Гомеопатия в Украине
|