Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
КАК МАРКЕРЫ ДУХОВНЫХ СТРАДАНИЙ Институт Экологии и Медицины Homeopathic symptoms as markers of spiritual sufferings. N.E. Kostinskaja (Kyiv, Ukraine) The paper discusses importance of spiritual and psychological problems in arising and de-velopment of a disease. For the first time in the homeopathic literature there is considered a problem of homeopathic markers of spiritual sufferings of a patient. The application of homeopathic diagnostics helps to determine at what stage of spiritual and psychological problems there is a patient, to follow dynamics of recovery by the stages of the solution of moral conflict. Rendering aid to a patient in his spiritual sufferings (deep fears, emotions and feelings, cognitive disorders) considerably increases efficacy of treatment. В греческой философии была распространена мысль о влиянии души и духа на тело. Идея целостности человека и в состоянии болезни была руководящей для врачей разных времен. После первой мировой войны в Германии появилось новое направление в естественных науках - психосоматика. Большое внимание стали уделять психофизио-логическим процессам, влиянию аффектов на телесные функции и на соматические за-болевания. Психоаналитики не ограничивались лечением психоневрозов [1].
В 1908 году дрезденский врач и психоаналитик Штегман впервые описал астму у детей. В 1913 году Федерн представил в Венском психоаналитическом обществе случай больного с астмой. В своих фундаментальных работах Виктор Вайцзеккер показал, что психосоматика - не слагаемое качественно эквивалентных факторов (душа и тело), а это новое понимание телесно-душевных соотношений. В 1935 году, в работе "Изучение патогенеза", Вайцзеккер провёл психологические и медико-антропологические исследования при тонзиллярной ангине, несахарном диабете и пароксизмальной тахикардии. В Германии и Англии издают журналы, посвящённые психосоматическим проблемам, изучают психологию больных в период беременности и родов, при операциях и всех соматических заболеваниях, вплоть до рака. Если в начале развития психосоматической медицины акцент ставили на распознании психических факторов как причин болезни, то, в настоящее время, развитие психосоматики заключено в усилении акцента на терапевтические задачи. В последние два десятилетия энергично развиваются психотерапевтические программы, направленные на изменение установок и поведения пациентов, которые применяют при таких тяжёлых заболеваниях, как инфаркт миокарда, рак, ожирение и т.д. Психологи считают, что 100% заболеваний имеют психосоматиче-скую природу.
Неоценимый вклад в развитие психосоматической медицины внёс Рудольф Штайнер, основоположник антропософской медицины, впервые объединивший не только психику и тело, но и дух человека, как триединое целое в здоровье и болезни [2,3]. В антропософской медицине применяют методы, воздействующие на духовное и психологическое состояние человека: музыка, живопись, лепка, эвритмия, лечение речью. Для лечения телесных проблем человека используют ритмический массаж. Применяют гомеопатические и антропософские лекарства.
К кому обращается сегодня в Украине больной человек за здоровьем? Больной че-ловек обращается к разным специалистам. К врачам он идёт за телесным излечением, к священникам приходит за духовным, а к психологам и психотерапевтам - за психотерапевтической помощью. Можно ли помочь больному, максимально объединив все методы? Да. На сегодняшний день это гомеопатическая и антропософская медицина. Не случаен огромный интерес психологов к этим медицинским направлениям. Второй год, при кафедре психологии Национального университета "Киево-Могилянская Академия", проводится курс по теме "Практическая психология и гомеопатия" (Костинская Н.Е., Васьковская Е.В.).
Целью нашей работы явилось изучение гомеопатических маркеров духовного страдания человека, что позволило бы врачу лучше понять больного, и оказать ему более эффективную помощь. Духовное страдание является моральным страданием в борьбе Личности и "тварного индивида" как биологического существа. Человек испытывает моральные метания в результате превращения в Личность. Так происходит очищение "Я" и тела, усмирение "твари" в биологическом человеке. Если исцеление и выздоровление - победа Личности и её овладение биологическим человеком (не полностью, а лишь в необходимом объёме), то прогрессирование болезни и нарастание инвалидизации - это проигрыш Личности и победа "тварного индивида". Стихание болезненной симптоматики - временное перемирие или status quo между Личностью и индивидом, и набор сил к новой сватке. Духовное и психосоматическое здоровье - мир между личностью и индивидом, которые, находясь в одной упряжке, дружно и в одну сторону тянут телегу жизни. Достижение этого мира - задача психического "Я" (духа), для чего нужны разум, понимание, телесное здоровье и биологическая полноценность головного мозга. Личность - это гармония. Гармоничного человека можно назвать "Человеком созидающим", потому что он оставляет после себя Наследие. Исторических примеров гармоничного сочетания личности и индивида в одном человеке-созидателе, можно привести много: Платон, Аристотель, Конфуций, Христос, Леонардо да Винчи, И.-С. Бах, Гёте, Ньютон, Екатерина Великая, Менделеев, Пирогов, Павлов, Штайнер и, конечно, основоположник гомеопатии Самуил Фридрих Ганеман.
У каждого человека есть своё предназначение, своя духовная Миссия. Предназначение человека доходит до него через духовное страдание, при помощи совести. Совесть - моральная оценка ситуации с духовных и нравственных позиций. Че-ловек может договориться со своей Совестью. Однако, возникает зачастую не понимаемый им моральный конфликт, который и лежит в основе духовной и психосоматической патологии.
Главный признак психосоматического здоровья - добрые дела и поступки, ибо "истина по плодам узнаётся". Путь к подлинному духовному, душевному и телесному здоровью можно найти и пройти лишь самостоятельно. Самоисцеление - всегда личный подвиг и длительный, точнее, пожизненный, тяжёлый и кропотливый труд по поиску и исправлению собственных моральных ошибок, психотелесных недостатков. Согласно современной психосоматической медицине, здоровое психологическое состояние человека характеризуют: самоконтроль над умом и телом, решительность, умением сохранять спокойствие, оптимизм, хорошее расположение духа, уравновешенность, бодрость, способность улыбаться, наличие хорошей памяти. В случае заболевания возникают нервное истощение, депрессия, чувство напряжения, страхи, раздражительность, неврастенические и истерические реакции, эмоциональная неуравновешенность [4,5,6]. Здоровое состояние духа характеризуют целеустремлённость, уверенность в себе, инициативность, воображение, вдохновение, энтузиазм, сильный интеллект (не только мышление), духовная выносливость. Это также желание приобретать способности, отсутствие зависти к тем, кто здоров или добился большего успеха [4,5,6].
Не всегда человек осознаёт пути своего выздоровления и, тогда, он идёт за помощью. Гомеопат может пояснить проблемы его здоровья, помочь самостоятельно участвовать в процессе исцеления и, наконец, назначить гомеопатические препараты. Го-меопатический метод лечения, как никакой другой, учитывает психическое состояние, индивидуальность человека, его душевное состояние. Гомеопатия повышает адаптацию человека, делает его более устойчивым и, наряду с вербальным обсуждением его проблем, помогает ему выйти победителем в моральном конфликте. Гомеопатия неисчерпаема и по-настоящему всемогуща. В патогенезах гомеопатических препаратов присутствуют маркеры, которые помогают определить, на каком этапе морального конфликта находится человек, и приоритетность назначения лекарств.
Симптомами самых начальных нарушений духовного состояния человека служат так называемые обмолвки (по Фрейду), или дефекты восприятия. К дефектам восприятия относят автоматизмы, замешательство, хаотичное спутанное поведение, противоре-чивость действий и внутреннюю противоречивость с самим собой, рассеянность, ненаблюдательность, невнимательность, задумчивость, забывчивость. Все эти симптомы есть в различных реперториумах, особенно в Синтетическом реперториуме Шройенса [7].
Вот пример выбора гомеопатических препаратов по симптомам - дефектам воспри-ятия.
Точно также мы подбираем и по другим рубрикам.
Если пациент не решает свои проблемы на этом этапе, то наступает состояние "моральной слепоты". Это равнодушие к тому, к чему нельзя относиться равнодушно. В реперториуме Шройенса это такие симптомы, как безразличие, апатия (к своему выздоровлению, к волнующим событиям, к собственным детям). На этом этапе моральные проблемы сопровождают психические и неврологические симптомы: растерянность, тревога, волнение, депрессия, нарушения сна, головные боли, вертиго, рост внутричерепного давления, судороги и т.п. Пациент ощущает тоску, скуку, грусть, "камень на душе", - определённые душевные проблемы.
Дальнейший моральный конфликт "запечатлевается" уже на физическом уровне, в виде симптомов мышечного напряжения: гипермобильность, нестабильность, привычка "хрустеть пальцами", статичная мышечная поза, статичная мимика лица, изменение походки. Сегодня установлено, что в нервных волокнах при этом наблюдают демиелинизацию, отёк, деструктивные изменения. На психическом уровне факторами мышечного напряжения являются: лень, страхи, неверие в свои силы; поиск виновного; привычка жить по указке, за чужой счёт, отсутствие моральной поддержки, цели и смысла жизни. Отражением моральных проблем на этом этапе будут следующие показатели: цвет кожи лица и слизистой глаз, запахи изо рта и запах тела, заболевания зубов. Психическое состояние пациентов характеризуют тревожность, страхи, лакейство (по реперториуму - раболепствует, подобострастный, покорный, послушный).
Если на этом этапе процесс не приостановлен, то возникают симптомы, хорошо изученные психосоматической наукой. Поражение человеческой души (чувств) вызывает смятение и страдание. Возникает симптоматика со стороны органов грудной клетки, в которой, согласно христианской культуре и традиции, пребывает душа. Появляется различной степени выраженности и длительности патология бронхо-лёгочной системы: ОРЗ, диспноэ, кашель, бронхит, пневмония, тяжесть, заложенность или боль в грудной клетке, кровохарканье: После души или вместе с ней поражается сердце (проекционные боли в груди, сердечные боли, аритмия сердца, стенокардия и т.п.), которое, опять-таки, согласно христианской культуре и традиции, является хранилищем (сосудом) любви. Человек начинает остро нуждаться в любви, или перестает любить, начинает ненавидеть. Затем Символ внедряется в повседневную жизнь, и возникают профессиональные, материальные, бытовые и другие трудности и проблемы. Они символически проецируются на живот, олицетворяющий материально-бытовые и плотские потребности человека. Возникает патология со стороны желудочно-кишечного тракта, почек и т.д.
Духовно-психосоматическая патология - это одно их проявлений духовного стра-дания, сердечной боли, душевной тоски и жизненной пустоты на иносказательном языке тела; это свидетельство сделанной ошибки жизненного выбора, преданной любви или совершённого морального злодеяния; и это - ответ-вызов окружающего мира, который человек должен воспринять, прочувствовать, расшифровать и понять, чтобы спасти себя и свою жизнь, иначе придёт расплата, духовное, душевное и физическое перерождение или смерть. Исходя из такого определения, лечение духовно-психосоматической патологии - это всегда, и в первую очередь, преодоление самого себя, личной безответственности, пороков, страстей, страхов и слабостей, неуверенности, трусости, лени, необразованности, невежества, душевной чёрствости и безверия; сердечной тупости, неспособности и неумения любить себя, жизнь и людей; равнодушия к судьбе и страданиям - как собственным, так и родных, близких. Это мобилизация воли и само-стоятельная работа над своим сознанием, умом, душой, сердцем и жизнью [8].
Можно выбрать гомеопатический препарат в соответствии с патогенезом, не углубляясь в духовные и психосоматические проблемы пациента. Выбор этот будет точен и поможет пациенту сегодня. Однако, не разобравшись со всеми его проблемами, мы не сможем предотвратить течение болезненного процесса и сознательно помочь больному понять его проблемы. Только осознание пациентом своих проблем может означать настоящее излечение. И так видится роль врача гомеопата во взаимодействии врач-пациент. Врач не обязан расплачиваться за чужие грехи (как человека, так и общества), ибо врач - не Прометей и не жертвенный агнец на алтаре чужого здоровья, чужой жизни и чужого счастья. Стать здоровым, исцелиться, человек может и должен исключительно сам. Для этого, кроме выполнения известных гигиенических рекомендаций, необходимо иметь Цель, которая придаст Смысл жизни и породит в сознании и "Я" соответствующий спасительный "Белый Образ". Врач, подобно беспристрастному Сознанию, информирует, а пациент осознаёт свои ошибки и заблуждения, и самоисцеляется [9,10]. Гомео-патический метод диагностики и лечения предоставляет врачу великолепный способ понимания проблем больного, на самых ранних стадиях заболевания.
ВЫВОДЫ. Понимание симптомов гомеопатических лекарств, как маркеров духовных и психосоматических проблем человека, представляется нам важным и крайне необходимым по следующим причинам:
1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина.- М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 373 с. 2. Штайнер Р. Духовная наука и медицина.- Калуга: Духовное познание, 2000. - 660 с. 3. Штайнер Р. Здоровье и болезни. Основы чувственного восприятия.- Ереван: Лонгин,2006.- 432 с. 4. Костинская Н.Е. Дух гомеопатического пациента // Сборник докладов II Съезда гомеопатов Ук-раины. - К., 2005. - С. 147-149. 5. Костинская Н.Е. Арсеникум металликум с позиции антропософской медицины // Український гомеопатичний щорiчник, Том VIII. - Одесса: Астропринт, 2005. - С.150-154. 6. Костинская Н.Е. Значение истерической и неврастенической тенденций для подбора гомеопати-ческого препарата при нейродермите у детей // Український гомеопатичний щорiчник, Том IX. - Одесcа: Астропринт, 2006. - С.46-50. 7. Синтез. Синтетический гомеопатический реперторий. Избранные главы / Под ред. Е.Ю. Филина. - Новосибирск: Книжица, 1998. - 498 с. 8. Штайнер Р. Нервозность и силы Я. Практическая выработка мышления (на правах рукописи). - Казань, 2005. - 43 с. 9. Йос Ван дер Брюг, Кеес Лохер. Инициатива в биографии. - М.: Еvidentis, 2006.- 292 с. 10. Глеклер М., Дебус М., Хайне Р. Этические вопросы медицины. Совесть. Образование сообщест-ва. Путь исцеления (на правах рукописи). Медицинская секция Гетеанума. - Дорнах, Швейцария. Гомеопатические симптомы как маркеры духовных страданий. Н.Е. Костинская (Киев, Украина) В статье обсуждена важность духовных и психологических проблем в возникновении и развитии болезни. Впервые в гомеопатической литературе рассмотрен вопрос о гомеопатических маркерах духовных страданий. Применение гомеопатической диагностики помогает определить, на какой стадии духовных и психологических проблем пребывает пациент, проследить динамику выздоровления по этапам разрешения морального конфликта. Оказание помощи больному в его душевных страданиях (глубинные страхи, эмоции, чувства, когнитивные проблемы) значительно увеличивает эффективность лечения. Гомеопатичнi ознаки як маркери духовних страждань. Н.Є. Костинська (Київ, Ук-раїна) В статтi обговорено можливiсть духовних та психологiчних проблем у виникненнi i розвитку хвороби. Вперше в гомеопатичнiй лiтературi розглянуте питання про гомеопатичнi маркери духовних страждань. Застосування гомеопатичної дiагностики допомагає визначити, на якiй стадiї духовних i психологiчних проблем знаходиться пацiєнт, прослiдити динамiку одужання на етапах вирiшення морального конфлiкту. Надання допомоги хворому в його душевних стражданнях (глибиннi страхи, емоцiї та почуття, когнiтивнi порушення) значно збiльшує ефективнiсть лiкування. Информация об авторе.Доктор медицинских наук, профессор Наталья Евгеньевна Костинская, член LMHI и национальный вице-президент этой организации в 1997-2004 гг. Заведующая кафедрой фармакологии Института экологии и медицины, член профессиональных объединений, член ECH, председатель Украинского общества антропософских врачей. В 1996 подала заявку в международный исполнительный Комитет Лиги, и, в 1997 году, обеспечила членство Украины в LMHI. Имеет множество публикаций в профессиональной прессе и СМИ, монографии по использованию гомеопатических средств. В 2006-2007 гг. организовала "прорыв" важной информации о гомеопатии и гомеопатах в популярные издания Украины. Участница и организатор многих профессиональных форумов. E-mail: protos@g.com.ua
|
|||||||
Украинский гомеопатический ежегодник: Гомеопатические симптомы как маркеры духовных страданий |
|
|
|