Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
Россия, г. Санкт-Петербург Государственная Медицинская Академия имени И.И. Мечникова Homeopathy is school of a clinician. S.P. Pesonina (St.-Petersburg, Russia) Ключевые слова: специализация врача, разумное использование препаратов, личный кли-нический опыт, важность симптома Несмотря на почти фантастические возможности современных медицинских технологий, в том числе диагностических, и рост уровня специализации врачей, роль врача-лечебника не только не уменьшается, а, напротив, возрастает, поскольку многие болезни приобрели системный харак-тер, и их дебют нередко напоминает другие заболевания. Кроме того, сохраняют своё значение «редкие» болезни; они быстро становятся достаточно распространёнными. Возвращаются давно забытые «старые» болезни, диагностировать и лечить которые непросто.
Для выбора правильного лечения, аллопатического или гомеопатического, по возможно-сти, необходимо соблюсти ряд принципов. Первый из них заключён в уточнении этиологического фактора и сведении к минимуму версий заболеваний с не уточненной или неизвестной этиологией. Вторым важным моментом является стремление дать точную нозологическую характеристику бо-лезни. Полноценному дифференциальному диагнозу способствует синдромальный подход. Знание симптомов и синдромов помогает определить принадлежность к тому или иному заболеванию. Синдромная диагностика дисциплинирует клиническое мышление. Набор конкретных признаков, которые врач увидел или нашёл (в том числе с помощью лабораторных и инструментальных мето-дов диагностики), связанных одним механизмом, помогает проводить дальше дифференциальный диагноз. Третий принцип, который в последнее время стал принимать всё более актуальное значе-ние, - разумное использование лекарственных препаратов. Полипрагмазия является серьёзной проблемой современной медицины, так как она напрямую связана с ростом лекарственной непе-реносимости и аллергических реакций на медикаментозные средства, ятрогениями, вызванными приёмом лекарственных препаратов.
Соблюдать вышеперечисленные принципы в клинической работе настолько же трудно, как и необходимо. Но именно конкретный пациент, с его семейным и индивидуальным анамнезом болезни, особенностями образа жизни и профессиональной деятельности, индивидуальными реак-циями на влияние окружающей среды и другие этиологические факторы, остаётся неиссякаемым источником информации, используемой врачами как с диагностической целью, так и в выборе ле-чения. И, несмотря на технологический прогресс, достигнутый в XXI веке, метод Гиппократа, ут-верждавшего, что «…суждения делаются посредством глаз, ушей, носа, рук и других известных нам способов, то есть взглядом, осязанием, слухом, обонянием и вкусом», путём сравнения со здоровыми человеком и предшествующим состоянием больного, остаётся актуальным и по сей день.
Незаменимым подспорьем в преодолении трудных диагностических и лечебных проблем, наряду с философскими и методологическими аспектами, интуицией, является личный клиниче-ский опыт и постоянно пополняемые знания, получаемые от изучения специальной литературы, общений с коллегами, в том числе на клинических разборах, семинарах, конгрессах, конференци-ях.
Наши исследования показали, что врачи, использующие в своей практике гомеопатические препараты, более лояльны к концепции «непрерывного обучения», то есть чаще посещают науч-ные общества, конференции, семинары. Они значительно больше интересуются и читают меди-цинскую и гомеопатическую литературу. Можно с уверенностью сказать, что гомеопат – это вы-сокообразованный врач, который хорошо знает медицину и гомеопатию.
Среди современных медицинских направлений всё чаще встретишь лечебно - диагностиче-ские методики, основанные не на клиническом мышлении врача, а на знаниях схем и стандартов. Гомеопатия - не исключение. На сегодняшний день, в гомеопатии существует несколько основных способов поиска лекарственного препарата для пациента, начиная с метода Ганемана (то есть с изучения и знания патогенезов гомеопатических лекарственных препаратов - наиболее трудоём-кий метод и полностью основанный на клиническом опыте врача), применения реперториумов, и до создания унифицированных схем поиска препарата отдельными врачами, компьютерными про-граммами, с использованием различных приборов и т.д.
Еженедельные клинические разборы, проводимые сотрудниками кафедры традиционной медицины и гомеопатии СПбГМА им. И.И.Мечникова, на базе Центра гомеопатии г. Санкт-Петербурга, в течение 10 лет показали, что наиболее важными и определяющими в выборе такти-ки лечения и гомеопатического препарата являются общетерапевтический базис врача, подготовка по гомеопатии и собственный клинический опыт.
Гомеопатия способствует развитию клинического мышления, т.к. ни один, даже самый не-значительный симптом, не должен ускользнуть от внимания врача-гомеопата. Именно гомеопати-ческий метод лечения позволяет каждому врачу реализовать свои способности в искусстве лече-ния, и создать свою систему выбора лекарственного препарата, исходя из собственного опыта, а также из опыта своих коллег. Такой врач-гомеопат не будет ссылаться не авторитеты - свой собст-венный клинический опыт позволит найти ему правильное решение.
Хотелось бы, чтобы врачи, приступая к изучению гомеопатии, не искали в ней, как методе лечения, простых путей, но осознавали значение имеющегося у них клинического базиса и разви-вали бы его до вершин гомеопатии. В связи с этим уместно вспомнить слова известного француз-ского врача-гомеопата Леона Ванье, написанные им в Предисловии к пятому изданию “Курса клинической гомеопатии”: “Гомеопатическая врачебная практика очень трудна, так как требует не только серьёзной подготовки и глубоких знаний, но и особого склада ума. Врач, желающий ис-пользовать в своей практике гомеопатический метод лечения, не должен отказываться от всего, чему его учили раньше, но должен научиться мыслить по-новому. Он должен научиться доиски-ваться до первопричины того или иного заболевания; должен по-настоящему познать Человека во всей его целостности; наконец, должен научиться распознавать во всех представившихся ему про-явлениях точный генез патологических состояний. Гомеопатия обогатилась семиологической те-рапией, значительно облегчающей практическому врачу выбор подобного болезни лекарства. Для нас имеет значение не только лекарство, но и сам больной, о предрасположенности которого к не-которым заболеваниям мы можем судить по его внешнему виду. /…/ Практикующий гомеопат по-истине является аристократом среди врачей, так как, в своей врачебной деятельности, руково-дствуется нравственными критериями”.
1. Ванье Л. Курс клинической гомеопатии. - Смоленск: Гомеопатическая медицина, 2000.
2. Василенко В.Х. и др. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина, 1989.
3. Ганеман С. Органон врачебного искусства или основная теория гомеопатического лечения. - СПб.: Аврора, 1992.
4. Песонина С.П. Гомеопатия как специальность / С.П. Песонина, Ю.В. Васильев, Л.И. Ильенко, В.А. Линде // Гомеопатия и фитотерапия. - 1998. - №1. - С. 3-7.
5. Песонина С.П. Формы подготовки врачей-гомеопатов / С.П. Песонина, Г.Л. Микиртичан, А.З. Лихт-шангоф // Гомеопатия и фитотерапия. - 1999. - №2. - С. 3-9
6. Песонина С.П. Медико-социальная характеристика врачей-гомеопатов и их пациентов / С.П. Песони-на, Г.Л. Микиртичан, Р.В. Суворова // Гомеопатия и фитотерапия. - 1998. - №1. - С. 8-14.
Информация об авторе. Кандидат медицинских наук Светлана Петровна Песонина – ли-дер санкт-петербургской гомеопатической школы, заведующая кафедрой СПбГМА. Многие годы Светлана Петровна посвятила легализации и организационным вопросам гомеопатического метода в своём регионе и в России. Автор многих публикаций и книг, редактор журнала «Гомеопатия и фитотерапия», участница многочисленных профессиональных форумов. Президент Санкт-Петербургской гомеопатической Ассоциации, возглавляет и Центр Гомеопати на ул. Полярников, 15. Принимает активное участие в работе комиссий Европейского Совета гомеопатии. E-mail: ch@lek.ru Web-site: http://homeopathy.spb.ru |
|||||||
Украинский гомеопатический ежегодник: Гомеопатия – школа клинициста |
|
|
|