Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (Россия, г. Москва)
The Problems of Postgraduate Training of Homoeopathic Practitioners and Possible Ways of Their
Современное развитие гомеопатии в России требует совершенствования методологии преподавания на профильных кафедрах в системе постдипломного образования врачей. Разработанная и утвержденная унифицированная программа по классической гомеопатии позволила систематизировать обучающий процесс. Однако, проблемы преподавания обусловлены отсутствием теоретического обоснования гомеопатии [7]. Это, на наш взгляд, тормозит переход к подготовке перспективной специальности врача-гомеопата. Указанная проблема потребовала разработки концепции обучения, так как любой образовательный процесс имеет дидактические категории КОМУ, ЧТО, КАК И КОГДА преподавать. Пятилетний (1994-1999 г.г.) опыт преподавания (обучено свыше 2300 врачей) на кафедре гомеопатии и электропунктурной медицины (отделение традиционной медицины ЗАО «Интермед») Института повышения квалификации Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем МЗ РФ, позволяет определить место каждой из категорий в обучающем процессе и обосновать концептуальное направление в преподавании, где:
1. Категория «КОМУ преподавать» определена регламентирующими документами (врачи). Однако, оценка уровня базовых знаний врачей, приступающих к изучению гомеопатии, указывает на пробелы в системном анализе больных. Между тем системный анализ (от категории «общее» к категории «частное») заложен в гомеопатической доктрине. С целью формирования системного анализа нами, в доступных объемах, введены в расписание занятий цикла ОУ 1 «Гомеопатия» базисные знания, касающиеся вопросов вегетологии и принципов восточной медицины. Это обосновано следующими фактами [2]:
а/ объединяющей функцией вегетативной нервной системы, где симпатическая часть ее отражает янские процессы, а парасимпатическая - иньские проявления;б/ участием спинальных центров симпатической и парасимпатической частей вегетативной нервной системы в эфферентной реакции рефлекторного происхождения; в/ совместным участием вегетативной нервной системы и афферентной части соматической нервной системы в формировании внутреннего и наружного хода классических меридианов; г/ наружный ход классических меридианов проецируется на различные отделы головы, шеи, грудной и брюшной стенок, верхние и нижние конечности, энергетически контролируя топографически соответствующие органы и ткани.
2. Категория «ЧТО преподавать» принципиально значима, так как классическая гомеопатия не имеет стройного теоретического обоснования, ограничивая обучение рамками метода лечения. Нами [1,2,4,5J разработана системная теоретическая база, позволяющая рассматривать основные принципы и понятия гомеопатии с точки зрения концепций древневосточной медицины. Анализ позволил установить, что теоретические корни традиционной восточной медицины прослеживаются в следующих положениях классической гомеопатии: а) принцип подобия соответствует системным расстройствам по классическим меридианам в совокупности их эмоциональных, пси хосоматических, соматических и висцеральных симптомов; б) модальности ухудшения отражают влияние внешних и внутренних патогенных факторов на классические меридианы; в) гомеопатические лекарственные патогенезы определяются совокупностью симптомов по наружному и внутреннему ходу классических меридианов в связи с определяющими признаками синдромов восточной медицины; г) латерализация гомеопатических синдромов или отдельных симптомов обусловлена трехмерно-пространственными отношениями меридианов; д/ три хронических гомеопатических миазма подчинены концепции инь-ян и определяются сочетанием трех составляющих: степенью глубины поражения; вовлечением иньских или янских меридианов; иньской или янской (синдром жара, синдромы полноты) направленностью патологического процесса; е) гомеопатические конституции соответствуют признакам первоэлементов с их морфологическими, психосоматическими и эмоциональными особенностями.
Такой подход позволил нам преломить классическую гомеопатию сквозь призму общетеоретических принципов многолетних изысканий и наблюдений восточной медицины.
3. Категория «КАК преподавать» имеет субъективные (мастерство педагога) и объектив ные критерии, исходящие из цели обучения, где гомеопатия официально ограничена рамками ме тода лечения. Дальнейшее развитие гомеопатии будет определяться возможностью совершенство вания знаний в этой области медицины. В этой связи преподавательская деятельность кафедры подчинена принципу: от гомеопатического метода к перспективной специальности врача-гомеопа та. Для реализации принципа, наряду с традиционными циклами общего усовершенствования (ОУ 1) «Гомеопатия» [3,6], разработан второй этап тематического усовершенствования. С этой целью создана (и внедрена с 1996 г.) программа прерывистого (5 разделов) цикла тематического усовер шенствования «Этиопатогенетическое лечение в гомеопатии» (360 учебных часов). В программе цикла рассматриваются принципы лечения нозологических форм с учетом 8-ми основных синдромов древневосточной медицины, по следующим специальностям: терапия, неврология, педиат рия, гинекология, урология, дерматология, офтальмология, оториноларингология, стоматология.
4. Категория «КОГДА преподавать» не нашла официального подтверждения. Поэтому двухстепенная система обучения гомеопатии в медицинских институтах и в системе постдиплом ного усовершенствования врачей может иметь перспективное решение. Представленная нами технология обучения не разрушает доктрину классической гомеопатии и позволяет использовать ее как базисный уровень знаний в преломлении через принципы древневосточной медицины. В этой
связи врачи, проходящие обучение, имеют право на альтернативный выбор.
2. Журавлев В.И. Современные подходы в гомеопатии // Матер. Межд. гомеопат. Конгресса, посвященного 200-летию гомеопатии. Новосибирск, 1996. - С. 95-96. 3. Журавлев В.И. Принципы этиопатогенетического лечения в гомеопатии // Там же. - С. 71-72. 4. Журавлев В.И. Методологические аспекты гомеопатии./ГиЭ. -"1996. - N 1-2.- С.20-27. 5. Журавлев В.И. Трехмерно-пространственные отношения классических меридианов и их клиническое значение в гомеопатии // Там же. - С.34-41. 6. Журавлев В.И. Гомеопатический системный подход к лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы //Гомеоп.и фитотер. в лечен.сердеч.-сосуд.забол.- М., 1997.- т. I. - С. 218 - 247. 7. Журавлев В.И. Дидактика обучения гомеопатии //Сб. трудов Российской гомеопатической ассоциации. - М.: Диалог-МГУ, 1999.- С. 64-66. Проблеми ніслядипломної підготовки лікарів по гомеопатії та можливі шляхи їх вирішування. 11.М. Ііасіна, В.І. Журавльов, В.А. Мухіна (Москва, Росія)
Розроблено перспективну концепцію підготування лікарів, що походить з методології гомеопатичного лікування, й призводить до роботи фахівця в гомеопатії. Така концепція базується на систематизованому фундаменті теоретичних знань, а прийняттям основних принципів та доктрин класичної гомеопатії на підставах теорії традиційної медицини. Відповідно до цісї концепції, теретичні основи традиційної східної медицини простежуються у гомеопатичному законі подібності, модальностях погіршення, патогенезах ліків, екстерніза-ціїуражень, а також у хронічних міазмах і конституціях.
Скачать данную статью (37 888 байт) |
|||||||
Украинский гомеопатический ежегодник: Проблемы постдипломной подготовки врачей по гомеопатии и возможные пути их решения |
|
|
|