Поиск:
Гомеопатия - это...
Карта сайта
Написать письмо врачам
Написать письмо в аптеку
Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии
Materia Medica динамизированных лекарственных препаратов...
История и практика использования биотерапевтических средств...
Гомеопатические средства в неврологии и медицинской реабилитации...
Препараты из насекомых...
Периодические профессиональные издания
Международные новости
Семинары, конференции, форумы
Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе
Объявления для гомеопатов
События, даты, поздравления и комментарии
Книги и журналы для гомеопатов
Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество
Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека
История аптеки
Номенклатура динамизированных средств
Монокомпонентные средства
Сверхвысокие разведения ГЛС
Многокомпонентные динамизированные средства
Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе
Materia medica
Гомеопатия для чайников
Вопрос - ответ
Дружественные сайты
|
Украина, г Киев
Homoeopathy: Science or Art? A.V. Popov (Kyiv, Ukraine)
Этот вопрос периодически возникал в различной гомеопатической литературе, но так и не нашел своего окончательного решения. Апологеты гомеопатии, да и практические врачи, охотно допускают мысль о том, что есть нечто большее, чем установленные в гомеопатии научные прави¬ла и закономерности, и что носит название «искусство лечения». Однако объяснений, в чем же за¬ключается это искусство, в доступных литературных источниках практически нет.
Чтобы исследовать эту проблему, рассмотрим те признаки, которые определяют интере¬сующие нас области человеческой деятельности с точки зрения феномена гомеопатии. Краеуголь¬ным камнем гомеопатии является Закон (принцип) подобия. Предположим, что этот закон не име¬ет удовлетворительной научной формулировки. Вспомним определение: определенное средство, вызывающее болезненные явления, при определенных условиях может лечить эти самые патоло¬гические проявления. Указанные условия, в свою очередь, предполагают введение понятий боль¬шой и малой дозы, соблюдение точного соответствия клинической картины заболевания и лекар¬ственного патогенеза. Далее еще сложнее: что значи г точное соответствие симптомов пациента и данных лекарственного испытания вещества? Теоретически и, тем более, практически это сделать невозможно. 11оэтому наилучшим выходом и является гениальное предложение Ганемана - подо¬бие. Итак, в самом слове «подобие» заложена неточность, приблизительность, неполное равенст¬во, не укладывающиеся в рамки современной науки. Разность в понимании этою понятия и при¬вела к возникновению столь отличающихся друг от друга подходов и направлений в гомеопатии.
Вместе с тем, подобие является реальным инструментом гомеопатической практики, при¬носящим не только положительные результаты лечения, но и эстетическое удовлетворение творцу (в данном случае врачу-гомсопату). В определенной степени искусство является нам для создания художественного образа действительности (подобия). Инструменты для этого - техника живописи, стихосложения, музыка и т.д. При этом говорить о степени подобия (как и в гомеопатии) абсурдно - произведение искусства либо состоялось, либо нет (как и гомеопатическое назначение). Не слу¬чайно Т.Д.Попова выдвинула термин «образ лекарства», созвучный началам искусства.
Всем известно, как можно одним штрихом, одним созвучием, одной фразой попасть в аб¬солютное угадывание - художественный образ искусства. Но разве нет в гомеопатии удачных на¬значений по отдельному малоуловимому штриху (даже не симптому), который именно этим при¬обретает главенствующее значение? Кто же в состоянии определять подобие и в искусстве, и в го¬меопатии? Это должен делать Мастер, обладающий талантом видения (понимания), и владеющий инструментом своего творчества (в гомеопатии - Materia medica). Всем известна способность ис¬кусства исцелять; именно поэтому удачное гомеопатическое назначение можно рассматривать как произведение искусства. Художник должен изучать жизнь во всех ее проявлениях, гомеопат дол¬жен делать то же, обращая большее внимание на ее частное проявление — медицину.
Более глубоким предположением может быть то, что выбирая сторону искусства, гомео¬патия (тем самым) достаточно смело и четко отделяется от научной медицины, ибо для лечения головной боли рациональным и научным способом требуются анальгетики, а через искусство го¬меопатии — художественный образ больного (и лекарства). Требуется ли в гомеопатии проникно¬вение в объект своего творчества - пациента, подобное проникновению актера в свой персонаж? Это, безусловно, необходимо, хотя врачу, по-видимому, не следует доходить до второй фазы ак¬терства — перевоплощения. Однако, Д.В.Попов писал о необходимости именно перевоплощения.
Современная гомеопатическая медицина полна попыток ее "онаучивания", введения "золотых стандартов" (двойные слепые рандомизированные исследования), с использованием, как правило, параметрических критериев. Эти попытки заранее обречены на неудачу, являясь зер¬кальным отражением происходящего в традиционной медицинской науке. Описать гомеопатию математическим языком так же сложно, как разложить на составляющие одну из картин Леонардо. Становятся понятными причины неудач чисто прагматическиЧ подходов к выбору препарата (здесь даже не употребляется слово подобие) в виде реперториев и компьютерных программ, не учитывающих иррациональное (подчиненное законам искусства) гомеопатическое творчество.
В каком-то смысле движение в направлении гомеопатия - искусство врачевания, нашло свое отражение даже на уровне интернациональных гомеопатических объединений. Так, на пред¬стоящем 56-м форуме Международной Гомеопатической Медицинской Лиги (Будапешт, V.2OO0) запланированы длинные выступления "гомеопатических мэтров" на достаточно свободные темы, в ущерб коротким формализованным докладам. Значит, только Личность (и личность художника) способна поднять гомеопатию на должную высоту. Бесполезно спорить, какой краске отдавать предпочтение, или какой использовать подрамник. Конечным результатом является подобие - со¬здание правдивого художественного образа. Продолжая сравнение, можно сказать, что "единицей наблюдения" в искусстве может являться картина, стихотворение или целая книга, скульптура, а в гомеопатии это реализованный в подобии (используя термины Ганемана) случай заболевания.
Необходимо сказать и о существенных отличиях гомеопатии и сферы искусства. Хотя оба этих явления подразумевают и описывают одно и то же - человека, гомеопатия обладает реальным (еще неизученным) и целенаправленным воздействием на весь биологический мир. Искусство же в этом плане останавливается по разным данным где-то на уровне приматов или человекообраз¬ных обезьян. Зрителей же (ценителей искусства) в гомеопатии предостаточно.
В заключение отойдем от несколько преднамеренного противопоставления науки и искус¬ства в феномене гомеопатии. Будем благодарны этой мировоззренческой системе за возможность заниматься и тем и другим. Уже приходилось говорить, что проблема (не гомеопатии, а гомеопа¬тов) заключается в том, что отсутствует как единая терминология, так и единый понятийный ме¬ханизм. Дальнейший прогресс гомеопатии как науки возможен только в рамках уже существую¬щих понятий. Дальнейший прогресс гомеопатии как искусства связан с общим уровнем культуры, традиций и самосознания человека.
2. Фесик Л. Об определении понятия гомеопатия // Вестн. Гом. медицины. — 1999. - №2.- С.23-28. 3. Симеонова Н.К. К вопросу о теоретических основах гомеопатии // Вестник гомеопатической медицины. - 1999. - №2,- С.19-23-28. 4. Попов Д.В. Как я стал гомеопатом // Киевск. гом. школа: Сборн. - К.: Втол, 1994. - С.28-35. 5. Попов А.В, Симоненко Г.Г. Проблема научных исследований в гомеопатии // Вестник гомео патической медицины. - 1996. - №1. - С.6-18. 6. Попов А.В.. Проблема терминологии в современной гомеопатии // Укра'шськ. гомеопатичний щор1чник. - Одеса: Чорномор'я, 1998. - Том 1. - С.40-42. 7. Тимошенко И.В. Закон подобия. Улыбки и гримасы // Вестник гомеопатической медицины. — 1999.-№3.-С.11-17. Гомеопатія: наука або мистецтво? А.В. Попов (Київ, Україна)
Проблема гомеопатії та гомеопатіє постає в тому, що відсутні як єдина терміноло¬гія, так і єдиний механізм уявляння. Подальший прогрес гомеопатії як науки можливий лише у рамках вже існуючих понять. Подальший прогрес гомеопатії як мистецтва пов язаний із за¬гальним рівнем культури, традицій і самовизнання людиною. Вдале гомеопатичне призначен¬ня слід розглядати як творіння мистецтва. Митець повинен вивчати життя у всіх його виявляннях, гомеопат повинен робити те ж саме, звертаючи більше уваги на ії частковість — медицину. Більш глибоким припущенням може бути те, що, обираючи сторону мистецтва, гомеопатія тим самим достатньо сміливо і чітко відокремлюється від наукової медицини.
Скачать данную статью (38 400 байт) |
|||||||
Украинский гомеопатический ежегодник: Гомеопатия: наука или искусство? |
|
|
|