@@11@@
  Гомеопатия
Одесские крупинки или globuli по-одесски.

Украинский гомеопатический ежегодник: Гомеопатия: наука или искусство?

~~~ 11-12.I.25 - II МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ГОМЕОПАТИИ И РАКУ (МУМБАИ, ИНДИЯ) ~~~ 24.I.25 - XXXV ЮБИЛЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "РАЗВИТИЕ ГОМЕОПАТИЧЕСКОГО МЕТОДА В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ" (МОСКВА, РФ) ~~~ 04.II.25 - МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ЗАСЕДАНИЕ НМГООО (ОДЕССА, УКРАИНА) ~~~ 07-08.II.25 - МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ ОТ "BOIRON" (БОГОТА, КОЛУМБИЯ) ~~~ 21-23.II.25 - МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ГОМЕОПАТИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ" (ЛОС-АНДЖЕЛЕС, США) ~~~ 22-23.III.25 - КОНФЕРЕНЦИЯ SIOMI С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (ФЛОРЕНЦИЯ, ИТАЛИЯ ~~~ 28-30.III.25 - XXI КОНГРЕСС FIAMO С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (ОРВИЕТО, ИТАЛИЯ) ~~~ 04-06.IV.25 - ГЛОБАЛЬНАЯ ОБЪЕДИНЕННАЯ СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГОМЕОПАТОВ В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ JAHC-2025 (РЕСТОН, США) ~~~ 12.IV.25 - ЕЖЕГОДНАЯ КАНАДСКАЯ ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ (МИССИСОГА, КАНАДА) ~~~ 02-03.V.25 - VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС SHISSO (СТРАСБУРГ, ФРАНЦИЯ) ~~~ 14-17.V.25 - 78-Й ВСЕМИРНЫЙ КОНГРЕСС LMHI (УТРЕХТ, НИДЕРЛАНДЫ) ~~~ 20-22.VI.25 - КОРСАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ (ПРИВОЛЖСКИЙ, РФ) ~~~

Поиск:
Гомеопатия - это... Карта сайта Написать письмо врачам Написать письмо в аптеку Правила записи на консультации врачей
Публикации по гомеопатии Периодические профессиональные издания
Международные новости Семинары, конференции, форумы Одесские Гомеопатические Конгрессы
И снова о фаршированной рыбе Объявления для гомеопатов События, даты, поздравления и комментарии Книги и журналы для гомеопатов Новые издания по гомеопатии
Одесское гомеопатическое общество Анкеты консультантов и лекторов Общества
Одесская гомеопатическая аптека История аптеки Номенклатура динамизированных средств Монокомпонентные средства Сверхвысокие разведения ГЛС Многокомпонентные динамизированные средства Изготовление гомеопатических лекарств
История гомеопатии в регионе Materia medica Гомеопатия для чайников Вопрос - ответ Дружественные сайты
ГОМЕОПАТИЯ: НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО?

А.В. Попов
Украина, г Киев

Homoeopathy: Science or Art? A.V. Popov (Kyiv, Ukraine)
The problem of homoeopathy and homoeopaths is in absence of both single terminology and single conceptual mechanism. Further progress of homoeopathy as a science is possible only within the framework of the existing concepts. Further progress of homoeopathy as an art is connected with general level of culture, traditions and self-consciousness of the person. Successful homoeopathic administration may be considered as a work of art. An artist must study the life in all its manifestations, a homoeopath must do the same paying more attention to its particular manifestation - medicine. We may suppose that choosing art, homoeopathy becomes separated from scientific medicine fearlessly and clearly enough.

Этот вопрос периодически возникал в различной гомеопатической литературе, но так и не нашел своего окончательного решения. Апологеты гомеопатии, да и практические врачи, охотно допускают мысль о том, что есть нечто большее, чем установленные в гомеопатии научные прави¬ла и закономерности, и что носит название «искусство лечения». Однако объяснений, в чем же за¬ключается это искусство, в доступных литературных источниках практически нет. Чтобы исследовать эту проблему, рассмотрим те признаки, которые определяют интере¬сующие нас области человеческой деятельности с точки зрения феномена гомеопатии. Краеуголь¬ным камнем гомеопатии является Закон (принцип) подобия. Предположим, что этот закон не име¬ет удовлетворительной научной формулировки. Вспомним определение: определенное средство, вызывающее болезненные явления, при определенных условиях может лечить эти самые патоло¬гические проявления. Указанные условия, в свою очередь, предполагают введение понятий боль¬шой и малой дозы, соблюдение точного соответствия клинической картины заболевания и лекар¬ственного патогенеза. Далее еще сложнее: что значи г точное соответствие симптомов пациента и данных лекарственного испытания вещества? Теоретически и, тем более, практически это сделать невозможно. 11оэтому наилучшим выходом и является гениальное предложение Ганемана - подо¬бие. Итак, в самом слове «подобие» заложена неточность, приблизительность, неполное равенст¬во, не укладывающиеся в рамки современной науки. Разность в понимании этою понятия и при¬вела к возникновению столь отличающихся друг от друга подходов и направлений в гомеопатии.
Вместе с тем, подобие является реальным инструментом гомеопатической практики, при¬носящим не только положительные результаты лечения, но и эстетическое удовлетворение творцу (в данном случае врачу-гомсопату). В определенной степени искусство является нам для создания художественного образа действительности (подобия). Инструменты для этого - техника живописи, стихосложения, музыка и т.д. При этом говорить о степени подобия (как и в гомеопатии) абсурдно - произведение искусства либо состоялось, либо нет (как и гомеопатическое назначение). Не слу¬чайно Т.Д.Попова выдвинула термин «образ лекарства», созвучный началам искусства.
Всем известно, как можно одним штрихом, одним созвучием, одной фразой попасть в аб¬солютное угадывание - художественный образ искусства. Но разве нет в гомеопатии удачных на¬значений по отдельному малоуловимому штриху (даже не симптому), который именно этим при¬обретает главенствующее значение? Кто же в состоянии определять подобие и в искусстве, и в го¬меопатии? Это должен делать Мастер, обладающий талантом видения (понимания), и владеющий инструментом своего творчества (в гомеопатии - Materia medica). Всем известна способность ис¬кусства исцелять; именно поэтому удачное гомеопатическое назначение можно рассматривать как произведение искусства. Художник должен изучать жизнь во всех ее проявлениях, гомеопат дол¬жен делать то же, обращая большее внимание на ее частное проявление — медицину.
Более глубоким предположением может быть то, что выбирая сторону искусства, гомео¬патия (тем самым) достаточно смело и четко отделяется от научной медицины, ибо для лечения головной боли рациональным и научным способом требуются анальгетики, а через искусство го¬меопатии — художественный образ больного (и лекарства). Требуется ли в гомеопатии проникно¬вение в объект своего творчества - пациента, подобное проникновению актера в свой персонаж? Это, безусловно, необходимо, хотя врачу, по-видимому, не следует доходить до второй фазы ак¬терства — перевоплощения. Однако, Д.В.Попов писал о необходимости именно перевоплощения.
Современная гомеопатическая медицина полна попыток ее "онаучивания", введения "золотых стандартов" (двойные слепые рандомизированные исследования), с использованием, как правило, параметрических критериев. Эти попытки заранее обречены на неудачу, являясь зер¬кальным отражением происходящего в традиционной медицинской науке. Описать гомеопатию математическим языком так же сложно, как разложить на составляющие одну из картин Леонардо. Становятся понятными причины неудач чисто прагматическиЧ подходов к выбору препарата (здесь даже не употребляется слово подобие) в виде реперториев и компьютерных программ, не учитывающих иррациональное (подчиненное законам искусства) гомеопатическое творчество.
В каком-то смысле движение в направлении гомеопатия - искусство врачевания, нашло свое отражение даже на уровне интернациональных гомеопатических объединений. Так, на пред¬стоящем 56-м форуме Международной Гомеопатической Медицинской Лиги (Будапешт, V.2OO0) запланированы длинные выступления "гомеопатических мэтров" на достаточно свободные темы, в ущерб коротким формализованным докладам. Значит, только Личность (и личность художника) способна поднять гомеопатию на должную высоту. Бесполезно спорить, какой краске отдавать предпочтение, или какой использовать подрамник. Конечным результатом является подобие - со¬здание правдивого художественного образа. Продолжая сравнение, можно сказать, что "единицей наблюдения" в искусстве может являться картина, стихотворение или целая книга, скульптура, а в гомеопатии это реализованный в подобии (используя термины Ганемана) случай заболевания.
Необходимо сказать и о существенных отличиях гомеопатии и сферы искусства. Хотя оба этих явления подразумевают и описывают одно и то же - человека, гомеопатия обладает реальным (еще неизученным) и целенаправленным воздействием на весь биологический мир. Искусство же в этом плане останавливается по разным данным где-то на уровне приматов или человекообраз¬ных обезьян. Зрителей же (ценителей искусства) в гомеопатии предостаточно.
В заключение отойдем от несколько преднамеренного противопоставления науки и искус¬ства в феномене гомеопатии. Будем благодарны этой мировоззренческой системе за возможность заниматься и тем и другим. Уже приходилось говорить, что проблема (не гомеопатии, а гомеопа¬тов) заключается в том, что отсутствует как единая терминология, так и единый понятийный ме¬ханизм. Дальнейший прогресс гомеопатии как науки возможен только в рамках уже существую¬щих понятий. Дальнейший прогресс гомеопатии как искусства связан с общим уровнем культуры, традиций и самосознания человека.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Кент Дж.Т. Лекции по философии гомеопатии. - М.: Гом. медицина, 1998.- С.104-108.
2. Фесик Л. Об определении понятия гомеопатия // Вестн. Гом. медицины. — 1999. - №2.- С.23-28.
3. Симеонова Н.К. К вопросу о теоретических основах гомеопатии // Вестник гомеопатической медицины. - 1999. - №2,- С.19-23-28.
4. Попов Д.В. Как я стал гомеопатом // Киевск. гом. школа: Сборн. - К.: Втол, 1994. - С.28-35.
5. Попов А.В, Симоненко Г.Г. Проблема научных исследований в гомеопатии // Вестник гомео патической медицины. - 1996. - №1. - С.6-18.
6. Попов А.В.. Проблема терминологии в современной гомеопатии // Укра'шськ. гомеопатичний щор1чник. - Одеса: Чорномор'я, 1998. - Том 1. - С.40-42.
7. Тимошенко И.В. Закон подобия. Улыбки и гримасы // Вестник гомеопатической медицины. — 1999.-№3.-С.11-17.

Гомеопатія: наука або мистецтво? А.В. Попов (Київ, Україна)
Проблема гомеопатії та гомеопатіє постає в тому, що відсутні як єдина терміноло¬гія, так і єдиний механізм уявляння. Подальший прогрес гомеопатії як науки можливий лише у рамках вже існуючих понять. Подальший прогрес гомеопатії як мистецтва пов язаний із за¬гальним рівнем культури, традицій і самовизнання людиною. Вдале гомеопатичне призначен¬ня слід розглядати як творіння мистецтва. Митець повинен вивчати життя у всіх його виявляннях, гомеопат повинен робити те ж саме, звертаючи більше уваги на ії частковість — медицину. Більш глибоким припущенням може бути те, що, обираючи сторону мистецтва, гомеопатія тим самим достатньо сміливо і чітко відокремлюється від наукової медицини.


Скачать данную статью (38 400 байт)
 

Украинский гомеопатический ежегодник: Гомеопатия: наука или искусство?
Гомеопатические книги и книги по гомеопатии.



© 2003-2024



Рейтинг Mail.ru
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет


Яндекс цитирования
Украина онлайн
УКРМЕД - Каталог Медичних Сайтiв в Українi Meddesk.ru - медицинская доска объявлений. Обмен ссылками.